Россия может вступить в НАТО раньше Грузии

Эксперт Каха Кацитадзе не исключает, что может встать вопрос о приеме России в НАТО, однако, заявил он в интервью изданию, пока Путин находится у власти, этого не произойдет.

— Недавно в средствах массовой информации некоторых европейских стран появились публикации, где речь идет о целесообразности приема России в НАТО. Чтобы это значило?
— Это не похоже на случайность. Три недели назад бывший генеральный секретарь НАТО лорд Джордж Робертсон сделал точно такое же заявление. По его словам, в будущем двери НАТО будут открыты и перед Россией.

— А есть ли здесь моменты, касающиеся нас?
— События развиваются с такой стремительностью, у политиков для принятия решения остается настолько мало времени, что им уже некогда заглянуть в историю. Если Бисмарк при принятии решения тщательно изучал поведение своих предшественников, оказавшихся в подобных ситуациях, современные политики этого не делают. О Грузии при этом и говорить не приходится, настолько обстановка здесь неадекватна.
На Западе дела обстоят тоже не лучшим образом. Если после заявления Робертсона и известных публикаций появятся новые статьи, можно будет сказать, что мы имеем дело с некоей тенденцией.

— Вы исключаете, что в высших военных и политических кругах России тоже рассматривают вопрос вступления в НАТО?
— Я не такой оптимист, чтобы предполагать, что в высших эшелонах России мыслят столь хорошо и с учетом далекой перспективы. Не потому, что в этой стране накопилось слишком много зла. При такой постановке вопроса нужен анализ, сможет ли Россия собственными ресурсами сбалансировать растущий потенциал Китая. Об этом даже и говорить смешно.

— Насколько вероятно то, что тут мы имеем дело с протекционистскими поползновениями?
— Не могу сказать. В таком случае, лоббистам придется учитывать то, что также как нас не примут в альянс, пока у власти находится Саакашвили, также едва ли серьезно встанет вопрос о приеме России в НАТО, пока у власти там находится Путин. Взамен от Москвы потребуют многого. В первую очередь, ее превращения в цивилизованное государство.

— В одной из публикаций высокопоставленные немецкие военные по этому поводу отмечают, что, «в прошлом перспектива вступления в НАТО вызвала среди кандидатов в ее члены такие процессы, которые, в конечном счете, заканчиваются формированием консенсуса по основным ценностям». Тут, видимо, имеется в виду принятие в НАТО Турции и Испании, но, кажется, главное все же прием Турции?
— Разумеется, главное – прием Турции в НАТО, поскольку Испанию, если не ошибаюсь, приняли в 1991 году. В отношении нее подобной проблемы не было.
Тут также могут иметь в виду и расширение за счет стран Восточной Европы, но вопрос поставлен не так, что прием России в НАТО – предмет текущей политики или ближайшая перспектива. Тут речь идет о том, можно ли принципиально допустить возможность того, что при каких-то условиях РФ может стать членом НАТО. Ответ таков: «А почему нет?». Насколько Россия будет соответствовать названным условиям, это только начало изучения вопроса.

— Главное то, что речь идет о формировании т.н. трех центров Евроатлантического альянса – Северной Америки, Европы и России. Можно ли предположить, что для Грузии предусмотрено место в третьем центре?
— Нет, дело обстоит иначе. Речь идет о действиях в ответ на усиление азиатских государств. Просто утверждается, что Россия является частью Запада. Главная проблема этой страны состоит именно в том, что она не может произвести точную самоидентификацию, не в силах определить, Азия она или Европа. До сих пор твердили, что она представляет нечто третье, а теперь склоняются к тому, что Россия все же относится к Европе. В этом контексте сказано, что она может стать частью цивилизованного Запада.

— Как Вы видите место Грузии в альянсе, в случае вступления в него России?
— Вступление в НАТО пропаганда нынешней власти Грузии связала с противостоянием России. Но это не так. Вступление Грузии в НАТО следует рассматривать в контексте того, что Грузия является частью западного мира, и она становится членом самой мощной военно-политической организации Запада. НАТО является самым влиятельным военно-политическим объединением в мире, которое построено на консенсусе. Соответственно, после вступления в НАТО, Грузия приобретает право голоса в самой влиятельной в мире организации, что, естественно, поднимет ее международный авторитет.

— В случае реализации представленной концепции, не может ли возникнуть перспектива нахождения российских войск в Абхазии и Южной Осетии в статусе войск НАТО?
— Нет, о такой перспективе речи нет. В таких странах подобные серьезные вопросы рассматриваются на 10-15 лет раньше. В данном конкретном случае, эта проблема станет темой реальной политики к 2020 году.

— Вы думаете, что к тому времени территориальные проблемы Грузии будут решены? Иначе, наверное, нас в НАТО не примут?
— Конечно, не примут. Однако одним из условий приема России в НАТО будет отзыв признания независимости Абхазии и Южной Грузии. В этом я глубоко убежден. Турция тоже допустила такое нарушение, она признала независимость Северного Кипра. Сейчас в качестве условия ее приема в Евросоюз выдвинуто требование отзыва признания Северного Кипра. В связи с НАТО, ситуация не такая, поскольку когда Турция признала Кипр, она уже была членом НАТО. Вообще, сейчас идет подготовка к обсуждению этой темы. На Западе всегда так делается – дискуссия начинается о том, каким должен быть мир через 10-15 лет. Если Россия трансформируется в нормальное государство, то она должна соответствовать требованиям НАТО.

Поделиться :