В 2002 году американский бизнесмен абхазского происхождения, лидер абхазской диаспоры и президент организации Abkhaz Alliance, Инал Казан гостил в Грузии. Тогда, как говорят, были другие времена. Я не раз сопровождала на разных встречах гостя «Кавказского дома». В те «другие времена» были другими реальность Грузии и Инала Казана. Американский гость вместе со своим адвокатом активно предлагал тогдашнему правительству Грузии свой план урегулирования конфликта. Став активным соратником Ардзынбы в начале 90-х годов прошлого века, отношения Инала Казана к Грузии изменились, и на 10-й год после войны, к «вражески «настроенному политическому «истеблишменту» Грузии в этот раз пришел с пакетом собственных инициатив. В 2009-ом, после августовской войны Инал Казан вновь изменил свое отношение. В настоящее время, по его словам, в национальных, международных СМИ и ООН представляет интересы Абхазии и активно работает на родине и за ее пределами.
-7 лет назад вы посетили Тбилиси с важным визитом. Как после того изменились ваши видения?
-После того мои видения существенно изменились, и позвольте, пояснить почему. После того, как в 2002 году я привез в Грузию мой миротворческий план, мои политические воззрения отшлифовались. В 2002 я интенсивно работал над миротворческим планом диаспоры (Diaspora Peace Plan – DPP), который я лично представил в Грузии как на встречах tet — a – tet, так и на высшем политическом уровне, в завершении я встретился и с тогдашним президентом Грузии Шеварднадзе. К сожалению, правительство Грузии не стремилось к миру и урегулированию конфликта. А истинные цели Грузии были изобличены. Неспособность понять позицию Абхазии проявилось в том, что на DPP не был дан официальный ответ. Президент Шеварднадзе обещал, что даст ответ через 30 дней после моего отбытия из Тбилиси. Однако так не случилось. Уверен, что об этом известно и вашему нынешнему президенту.
— У вас на сегодня есть непосредственный контакт с живущими в Абхазии абхазами? Знаете об их настроениях на фоне того, как вся Абхазия находится под наблюдением российского КГБ? Есть ли у них возможность свободно выражать свое мнение?
-Да, у меня крепкие и глубокие связи с абхазами, как в Абхазии, так и за ее пределами. Я сторонник демократии, свободы СМИ и выражения, прав народа. Также мне известно об этих обвинениях, поскольку эта тема теперь уже на поверхности. И Абхазия, и Грузия подвержены синдрому советской полицейской страны. Надеюсь, новые реформы начнутся сразу же после того, как в законодательных и исполнительных органах проведут выборы нового руководства и управления. Но если перед абхазским народом встанет вопрос выбора: быть либо полицейской, но независимой страной, либо вновь стать частью Грузии, абхазы предпочтут полицейское государство чтобы быть свободными от грузинской власти. Именно такое возмущение вызывают грузинские власти в абхазах
-И у американских абхазов такие настроения?
-Их численность не такая большая. Абсолютное их большинство сторонники независимости Абхазии. В числе сторонников и северокавказцы, как на родине, так и за ее пределами. Независимость Абхазии не идея, а реальность и она не изменится. Чем скорее поймет это Грузия, тем скорее наступит мир.
-Можете вспомнить пункты того миротворческого плана?
-Сейчас Diaspora Peace Plan не является реализуемым планом, тем более для вашего президента, так как Россия уже признала Абхазию независимым государством. А политическая реальность такова: Абхазия достижением своей независимости и признанием Россией продвинулась вперед. Так что, отделение Абхазии от Грузии процесс необратимый. Мы в Абхазии продолжаем продвигаться вперед, на родине и за ее пределами, Грузия же живет прошлым, и настало время, когда грузинскому государству, ее правительству и народу придется свыкнуться с новой реальностью. Это уже свершившийся факт.
-Т.е. миротворческие инициативы не имели ни малейшего успеха….
-Абсолютно никаких.
-Миротворческие проекты были просто ширмой?
-Да, разумеется. Они были разработаны, как поддерживающий ООН механизм, который был направлен на содействие урегулированию конфликта. Эта лечебно-оздоровительная бессмыслица ничего собственно не дала. Эти дискуссии, как и оздоровительные мероприятия, кипящие в подобных ООН залах, были ни чем иным, как материальным стимулированием правительства Грузии. Денег дают всем, однако не видно ни результатов, ни способности разобраться в положении дела. В течение многих лет грузинская и абхазская стороны без всякой пользы проводили встречи в Женеве с целью решения конфликта.
-Что вы теперь думаете, когда идея территориальной целостности Грузии для нас стала еще более отдаленной, чем пусть даже в пору вашего визита в Тбилиси?
-Любые рассуждения о территориальной целостности Грузии устарели. Особенно тогда, когда это касается вопроса Абхазии. Всем грузинам советую свыкнуться с этим фактом. Летопись продолжается. Повторяю, для руководства Грузии и грузинского народа наступило время, признать неизбежный факт того, что Абхазия не часть Грузии, и никогда ею не станет. Новопризнанная Абхазия называет архаичным вопрос территориальной целостности Грузии. Территория Грузии уже не включает Абхазию. Пришло время, чтобы Грузия сконцентрировалась на своих внутренних политических и экономических вопросах, и не зацикливалась на том, что Абхазия часть Грузии.
— И международное сообщество, наряду с историками, воспринимает Абхазию частью Грузии…
-Многие историки, как абхазские, так и неабхазские, считают, что наша история отличается от истории Грузии. Эти историки полагают, что история Абхазии богата и многообразна. Она не была связана с грузинским государством или царством больше 1 000 лет. Факт, что свое будущее Абхазия видит в ранге независимого государства тогда, как Грузия копается в прошлом и учебниках истории. Если вы имеете в виду законное основание, тогда у Великобритании есть законное основание на то, чтобы представить претензии штатам Нью-Йорка и Вирджинии; Этот вопрос был решён в 1776-1783 годах. Факт, что Великобритания проиграла войну, и американцы добились независимости. Как раз аналогична этому освободительная абхазско-грузинская война 1992-93 годов. Мы победили, и Абхазия добилась независимости.
-Залогом независимости Абхазии была заслуга другого государства, включая проведенную этим государством паспортизацию.
-Российская паспортизация для независимости Абхазии необходимый и приемлемый метод. Права Грузии на Абхазию уже пройденная тема. В войне за независимость мы победили, и Грузия должна смириться с этим. История идет вперед. Уже время, чтобы Грузия признала этот факт.
-Для того, чтобы Абхазия стала субъектом международного права, ее должны признать хотя бы столько же стран (62), сколько признали Косово (Россия не признала независимость Косово, однако признала Абхазию). Как сможет Абхазия достичь экономического продвижения, развития в общих чертах, без статуса международного субъекта? Она же остается основательно зависимой от России?
-Превосходная тема для дискуссий за чашкой чая или кофе в Кембридже или Гарварде. Ваш вопрос неуместный. Независимости Абхазии не нужны признания ООН, или Евросоюза. К тому же, наша независимость гарантирована Российской Федерацией. Она помогает идти вперед, поскольку Абхазии не придется считаться с обработанным и искаженным общественным мнением. Факт, что у Абхазии общая с Российской Федерацией граница, что дает нам гарантию, что экспорт местной абхазской продукции в Россию будет происходить в устойчивой валюте, а природные условия и климат даст Абхазии возможность принимать на отдых миллионы российских туристов, а также привлечь стабильную валюту. Чего нам еще надо? Абхазия маленькая страна, и наши финансовые нужды вполне будут удовлетворены непосредственной торговлей с Россией. Примите во внимание, что РФ осуществляет охрану нашего берега и тех морских портов, которые обеспечивают торговлю за границей. Россия защищает нас от любого нападения со стороны Грузии. Пример Косово может ввести в заблуждение, так как Косово не может существовать без многонационального признания ООН, тогда как Абхазия сможет это и даже будет процветать.
-Есть мнение, что если Грузия станет такой, как Швейцария, сепаратистские регионы сами захотят вернуться…
-Единственное сходство Грузии с Швейцарией — горы! С этой точки зрения, на мой взгляд, Абхазия больше похожа на Швейцарию, чем Грузия. Грузия страна третьего мира, которая медленно избавляется от оков СССР. Нет никакого сравнения между европейской Швейцарией и постсоветской Грузией. Разница между Грузией и Абхазией потому будет наглядной, что Грузия страдает от коррупции, безработицы и экономического распада, тогда как развитие Абхазии связана с успехами российской экономики. Абхазия отдельная соседняя страна, и если экономические проблемы начнутся в Грузии, это будет проблема не Абхазии, а Саакашвили, и если от Грузии отделятся и другие части, за это можете благодарить Саакашвили.
-Давайте представьте на минуту виртуально-гиперболическое: за то, чтобы вернуть грузинских беженцев в свои дома, международное сообщество признает независимость Абхазии. Каким будет ответ Абхазии? Ведь вы лучше будете, чем «грузинское полицейское государство»? А для этого Абхазия должна признать примат прав человека, и в том числе, Всеобщую Декларацию прав человека, и в том числе право на неприкосновеность жилища (глава XII- Декларация прав человека, ООН, 1948 г.).
-Виртуально-гиперболический вопрос не имеет никакой ценности и значения. Я верю только в реальный мир. Это оскорбительно и высокомерно. Как раз в этом проблемы перспектив Грузии . Все основано на фантазиях а не на реальности. Как бы не было с юридической точки зрения, после признания ООН, Абхазия будет соблюдать международные законы, однако вместе с тем все грузинские беженцы должны будут соблюдать законы Абхазии, должны дать клятву о верности законам Абхазии, ее Конституции, языку и культуре. Всем грузинским беженцам, которые будут против этого, законно будет запрещен въезд в страну, и они будут законно выдворены из Абхазии. ООН не может регулировать внутренние законы Абхазии. Главное, учесть, что в течение поколений беженцы уже ассимилировались на грузинской земле. Так что, в конце концов, эта ваша гипербола абхазам принесет лишь пользу. Опять повторюсь, Грузия взяла ошибочный курс в решении той внутренней проблемы, которая касается присутствия грузинских беженцев в другом независимом государстве (Абхазии). А между тем, вы все еще ждете помощи международных организаций.
-Т.е. для вас не имеет смысла и резолюция ООН о возвращении беженцев?
— Такую резолюцию принять в ООН вполне могут, но осуществить его- невозможно. Лучше, чтобы Грузия тратила деньги на переселение своих людей в Грузию и на строительство домов для них. Тогда и заработает решение двух государств. Грузины возвратятся в Грузию, а абхазы — в Абхазию, туда, где они являются «своими». Эту проблему создал грузин по национальности, Сталин, и за его грехи сейчас платит Грузия.
-12 декабря в Абхазии президентские выборы. Кого вы поддерживаете?
— У меня открытые отношения со всеми кандидатами. Я поддержу любого, кто бы ни победил. Я часто бываю в России в связи с моими личными и политическими делами, о которых не буду распространяться. Излишне говорить, что я уважаю моих русских друзей и коллег, которых давно приобрел.
-У вас самого есть политические амбиции, и намереваетесь ли вы занять какую ни будь политическую должность в правительстве Абхазии?
-К этому моменту у меня нет политических амбиций, связанных с Абхазией. У меня и у моего покойного отца, в самом деле, были политические стремления в нашей этнической родине. Нашей миссией была помощь абхазскому народу и абхазскому правительству, улучшение экономического и социального положения на родине. Вместе с тем, мой отец всю свою жизнь посвятил абхазскому народу, и своей нации на всем Северном Кавказе, что документировано по нужной последовательности. Я тоже разделяю верность и энтузиазм моего отца в связи с социальным и экономическим процветанием Абхазии и помогаю родине посредством диаспоры и моих организаций — Abkhaz Alliance, Caucasus Foundation.
Я соглашусь на должность только в том случае, если меня на служение во благо людям представит абхазский народ. И в конце, хочу отметить, что ни одно сказанное мною слово не направлено на оскорбление грузинского народа, а к тому, чтобы на родине и за ее пределами четко выразить позицию абхазского народа и ясно обрисовать будущее. Совершенно очевидно, что абсолютное большинство абхазов никогда не вернутся в Грузию, и ни в каком виде ее не примут. Наступит время, когда руководству Грузии и народу придется признать, что Абхазия никогда не была и не станет частью Грузии. Иного рода заявления являются высокомерными и шовинистическими.




