Мнение: «Нужно сделать все, чтобы компания «Российские железные дороги» покинула Армению»

«Российская сторона находится в контакте с армянскими партнерами, в том числе по линии экономического блока правительства. Все запросы Еревана оперативно прорабатываются профильными ведомствами», — заявила официальный представитель МИД России Мария Захарова. Так она отвечала вопрос о восстановлении и строительстве железнодорожных путей на территории Армении, ведущих к границам Азербайджана и Турции.

Речь идет о трех ключевых участках: Ерасх—Нахичевань, Гюмри—Карс и Иджеван—Газах. Премьер-министр Армении Никол Пашинян больше месяца назад поднял этот вопрос. Обращение к России объясняется тем, что с 2008 года армянская железнодорожная сеть находится в ведении компании «Южно-Кавказские железные дороги». А она является стопроцентной дочерней компанией российской госкомпании «Российские железные дороги». Концессионное соглашение подписано на 30 лет.

Власти и экспертные круги подчеркивают, что восстановление этих трех участков железной дороги необходимо как продолжение «Маршрута Трампа». И только так возможно полностью разблокировать Армению.
«Маршрут Трампа ради международного мира и процветания» (Trump route for international peace and prosperity — TRIPP) — дорога, которая соединит Азербайджан с его автономией Нахичеванью по территории Армении. 8 августа в Вашингтоне лидеры Армении Азербайджана договорились о том, что дорога будет находиться под суверенным контролем Армении, а США включится в процесс разблокирования как бизнес-партнер. В связи с этим, проект получил название «Маршрут Трампа» — по имени посредника.

«Мы обратились [к РФ] и в письменно. На данный момент я не знаю, есть ли письменный ответ. Но в целом есть позитивные сигналы. Надеюсь, процесс ускорится, и наши российские партнеры не станут затягивать решение вопроса», — сказал Пашинян на днях журналистам.

По словам премьера, Армения готова сотрудничать с российскими партнерами, но не может остановить региональные процессы. Он заявил также, что Армения может отозвать концессию и сама восстановить эти участки, если российские партнеры не возьмутся за дело.

Мария Захарова не ответила на вопрос, волнующий власти Армении. Вместо того, она, в очередной, сообщила о готовности Москвы присоединиться к проекту «Маршрут Трампа».

Комментируя эту ситуацию, политолог Рубен Меграбян подчеркивае: армянское правительство не указывает РЖД на дверь. Уверяет, что в отличие от властей, к этому готово экспертное сообщество. Сам Меграбян убежден, что не стоит ожидать от РФ позитивных шагов.

«Они будут тянуть время, чтобы Армении не удалось наладить железнодорожную связь с соседями. Это не в их интересах», — говорит политолог.

Просьба властей Армения и отклик России

В декабре 2025-го Никол Пашинян объявил, что в контексте разблокирования Армении важно восстановление некоторых участков железной дороги. Он назвал те 3 участка, которые соединят Армению с Азербайджаном, Нахичеванью и Турцией.

Премьер-министр попросил российских партнеров срочно заняться этим вопросом. Подчеркнул, что в противном случае Ереван сделает это самостоятельно:

«Правительство Армении может вернуть эти участки из концессии. И мы проведем эти восстановительные работы за счет средств госбюджета, если вдруг окажется, что у России есть какие-либо проблемы или она видит какие-либо проблемы с своевременным выполнением этих работ».

Вопрос обсуждался и на уровне глав государств. В частности, в ходе декабрьской встречи с Пашиняном Путин заверил в готовности работать вместе над «восстановлением старых маршрутов и созданием новых».

А две недели назад появилась официальная информация о том, что представители Армении и Азербайджана совместно осмотрели участок железной дороги Ерасх-Садарак. Сообщалось, что целью осмотра была оценка технического состояния этого участка для осуществления восстановительных работ.

Россия заявляет о намерении «участвовать» в TRIPP
«Маршрут Трампа» — это двухсторонний армяно-американский проект. В январе этого года Армения и США уже согласовали и рамки его реализации. Проект предполагает, что Азербайджан получит беспрепятственное сообщение с Нахичеванью через территорию Армении, а Армения получит преимущества в международном и внутреннем сообщении.

Россия неоднократно заявляла о готовности присоединиться к проекту. Из Армении всегда отвечали, что не исключают участия России в инфраструктурных проектах, но не в самом проекте TRIPP.

«Мы никоим образом не ставим цели исключить Россию. Присутствие России в различных инфраструктурных проектах в Армении очевидно. И это для России возможность — опять же, не в рамках TRIPP. Но в рамках продолжения «Маршрут Трампа» может быть другая деятельность, связь, сотрудничество», — заявил пару недель назад министр иностранных дел Арарат Мирзоян.

Однако и после этого заявления риторика Москвы не изменилась.
«Что касается дороги, как ее называют, Трампа, мы подтверждаем готовность изучить возможные варианты нашего подключения. В том числе и с учетом уникальной экспертизы РЖД. Но, прежде, стоит, наверное, ознакомиться со всеми деталями реализации и функционирования этой инициативы. А проработка ее, как мы понимаем, еще находится на начальном этапе. В силе остается наше предложение Еревану провести предметные консультации с участием всех заинтересованных ведомств», — подчеркнула официальный представитель МИД России Мария Захарова.

Между тем, согласно документу, подписанному в Вашингтоне, в рамках реализации проекта Армения будет сотрудничать с США и «взаимно согласованными третьими сторонами». Ни Ереван, ни Вашингтон пока не говорят о подключении третьих сторон.

Комментарий
Политолог Рубен Меграбян считает, что компании «Российские железные дороги» больше нечего делать в Армении:

«Во-первых, у россиян нет денег. Во-вторых, если бы и были, если бы они и подключились, то только для того, чтобы проект не состоялся, не стал реальностью. А если бы и работал, то только и исключительно под жестким контролем русских».

По его мнению, в Москве предполагают, что все может сложиться так, как им хочется, поскольку армянское правительство не высказывает четкой позиции, смягчает острые углы.

Комментируя последнее заявление Пашиняна о «позитивных сигналах», политолог констатирует, что пока ответа из России нет:

«На чем основаны эти сигналы, поступающие из Москвы? Ведь [в бюджете] «Российских железных дорог» огромная дыра. Они же сами себя ограбили и теперь требуют денег у российского правительства. Зачем им тратить деньги в Армении? На этот вопрос нет ответа».

Меграбян поднимает вопрос и о дальнейшей деятельности компании «Южно-Кавказские железные дороги», дочерней компании РЖД в Армении. Он задается вопросом:

«Как долго мы должны терпеть присутствие этой отсталой компании на наших железных дорогах?»

Аналитик характеризует ее как структуру, «действующую по меркам брежневского СССР 1970-х годов и занимающуюся самограбежом в собственной стране».

«Компания «Российские железные дороги» должна уйти из Армении. Не так, что у нас много времени и мы можем долго ждать, пока они будут долго думать», — подытожил он.

Поделиться :