Джемаль: избрание Кебекова свидетельствует о победе идеологии наднационального джихада

Назначение лидером «Имарата Кавказ» дагестанца было ожидаемым, а перевес в подполье в сторону Дагестана стал очевиден еще в 2010 году, когда Доку Умаров превратился в номинального главу, считает спецкор газеты «Известия» Орхан Джемаль. «Центр активности уже тогда продолжал пребывать в Дагестане, а из республик, где велись какие-либо партизанские действия, Чечня была одной из самых спокойных», — заявил корреспонденту «Кавказского узла» Орхан Джемаль.

Предпочтение Алиасхаба Кебекова перед кандидатурой Асламбека Вадалова Джемаль назвал свидетельством завершения трансформации вооруженной борьбы, которая ранее велась под знаменами национал-сепаратизма, а сегодня представляет собой идеологию вооруженного джихада с наднациональными установками.

«Вадалов – человек, который уже официально назначался сменщиком Доку Умарова в 2010 году. Это назначение было сделано под давлением, затем Умаров отыграл всю ситуацию назад, что привело к отколу большой группы чеченских боевиков, лидерами которых на тот момент были братья Гакаевы. Более года они были в расколе, затем объединились. Данная группа скорее позиционируется не столько как салафитская, сколько как националистическая», — указывает Джемаль.

При этом он указывает, что в подполье всегда были «две фракции». «Одна из них – Гакаевы, Вадалов, которые не полностью поддерживали «салафитский драйв», свойственный Дагестану. И Вадалов идеологически не очень вписывается в лидеры подполья. Он руководствуется несколько иными идеологическими установками», — считает Джемаль.

«Кебеков является религиозным тяжеловесом и человеком, по меркам подполья, довольно умеренных взглядов, в частности, он выступал против использования смертниц. Насколько его авторитет будет довлеть над подпольем, сказать сложно. Даже если Кебеков сможет склонить разрозненные группы подполья, как, например, «буйнакскую» к более умеренному пониманию джихада, то процесс этот будет непростой», — сказал Джемаль.

«Разговоры об отсутствии собственных доказательств у НАКа являются второстепенной вещью. Я думаю, здесь в большей степени играет некая странная политическая конкуренция – конфронтация между федеральными силовиками и главой Чеченской Республики Рамзаном Кадыровым, который ранее озвучивал информацию о смерти Умарова, и то, что он причастен к организации его ликвидации», — резюмировал Орхан Джемаль.

Рамзан Кадыров, как сообщал «Кавказский узел», о смерти Умарова заявил в январе текущего года, добавив, что лидер боевиков был убит во время одной из спецопераций, но его тело пока не найдено. В ноябре 2009 года Кадыров заявил, что в Ачхой-Мартановском районе Чечни в ходе проведения спецоперации был убит самый близкий соратник Умарова Ислам Успаходжиев. По его словам, среди 20 убитых боевиков мог быть и сам Доку Умаров. В июне 2009 года глава Чечни заявил, что Умаров, вероятнее всего, был убит в результате проведенной тогда на территории Ингушетии спецоперации. Тогда также сообщалось о ликвидации нескольких боевиков из его ближайшего окружения. Позднее информация о гибели Умарова не подтвердилась. Кадыров выразил предположение, что Умаров получил тяжелое ранение, но смог уйти.

Поделиться :