Страна опустошается, а власти продолжают разглагольствовать о борьбе с монополиями во всех сферах.
Когда нашу страну в принудительно-добровольном порядке затолкали в ЕАЭС, власть предержащие и их подпевалы в СМИ и экспертном сообществе расписывали плюсы членства Армении в этом союзе. Мол, мы получим огромные инвестиции из России и Казахстана, более низкие цены на газ, нефтепродукты, продукты питания и в целом на товары повседневного спроса, включая хлеб и молочные продукты.
Однако суровая реальность быстро вернула нас на землю – нашим мигрантам в России легче не стало (вспомним историю с водительскими удостоверениями), безработица в Армении лишь выросла, как и цены на продукты питания. А уж инвестиций Москвы в связи с санкциями Запада против России мы так и не увидели.
Затем Совет ЕС в ходе заседания на уровне министров иностранных дел в Люксембурге 12 октября 2015 года уполномочил Еврокомиссию начать переговоры о новом всеобъемлющем соглашении с Арменией, которое заменит действующее соглашение о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и республикой. Свыше двух лет шли разговоры о том, что уж теперь-то мы заживем – после того, как в Брюсселе 24 ноября было подписано Соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнерстве между Арменией и Евросоюзом, в нашей стране заговорили о том, что это позволит привлечь в страну зарубежные инвестиции, которые оживят мертвую экономику Армении. Но не тут-то было.
Согласно приведенным СМИ статданным, за первые девять месяцев этого года чистый приток иностранных инвестиций в экономику Армении составил отрицательную величину -866,2 млн. драмов. В аналогичный период прошлого года этот показатель был положительным и составлял 28,8 млрд. драмов. Если говорить образно, то за девять месяцев в Армении отмечается не приток иностранного инвестиционного капитал, а его стремительный отток.
То есть, что же получается. Мы ждали, но так и не дождались зарубежных инвестиций ни будучи в ЕАЭС, ни в преддверии подписания соглашении с ЕС. Хотя, напомню, власти наши обещали, что сотрудничая и с ЕАЭС, и с ЕС, Армения станет привлекательным рынком для иностранных инвестиций. Ничего подобного не произошло. Почему?
Ответ на этот вопрос лежит на поверхности. А именно – в монопольном укладе армянской экономики и всеобъемлющей коррупции, что вполне себе устраивает кланово-олигархическую систему власти. Всем нам хорошо известно о том, что все сферы экономики, импорт и экспорт монополизированы узкой группой олигархов, которые распределили свои фирмы по своим родственникам. Поставки сахара у нас контролирует депутат от РПА Самвел Алексанян (Лфик Само). Бананы завозит только Мигран Погосян. Производство и экспорт обуви контролирует один олигарх, фруктово-овощные консервы – другой, цветные металлы – третий, мясо и мясопродукты – четвертый. И так далее. Все сферы экономики строго поделены между олигархами, наиболее приближенными к Саргсяну и его брату.
А потому совсем неудивительно, что зарубежные инвесторы (даже проживающие за рубежом состоятельные армяне) не торопятся вкладываться в Армению. А те, кто вложился, поверив в красивые обещания властей, больно обжегся и поторопился вывести свой капитал из страны. Потенциальные же инвесторы видят, что монопольная экономика Армении – это далеко не то место, куда следует вкладывать инвестиции. Соответственно, монополисты-олигархи, спонсирующие режим Саргсяна, сдерживали и продолжат сдерживать развитие экономики страны, — и в этом плане отчет об оттоке иностранного капитала из Армении не вызывает у нас ни малейшего сомнения.
Самое смешное, что на этом фоне власти продолжают разглагольствовать о борьбе с монополиями во всех сферах, и в первую очередь — на рынке продовольствия, при этом не предпринимая каких-либо кардинальных шагов. Им плевать на отток инвестиций, на отрицательные результаты тотальной монополизации экономики. Главное для них – не рубить сук, на котором сидят, не рубить дерево, с которого они кормятся.