Приоритеты США в Армении

Кандидат на пост посла США в Армении Лин Трейси на обсуждении в Сенате своей кандидатуры заявила, что Соединенные Штаты намерены продолжать поддерживать суверенные устремления Армении и армянского народа. Новый кандидат на пост посла указала на три приоритетные области, в которых США планируют работать с новой Арменией – борьба с коррупцией, укрепление гражданского общества и поддержка независимых СМИ. В принципе, в приоритетах США нет новизны, но здесь проблема, конечно же, не столько в новостях приоритетов, а в их новом содержании, созвучном новой армянской реальности и ситуации. С этой точки зрения, вопрос, конечно, имея интересный геополитический контекст, также имеет внутренний уникальный характер. Дело в том, что новая Армения на самом деле является новой проблемой для западных партнеров, которые много лет работают с Арменией, учитывая ряд реалий, связанных с предыдущей системой и ее характером.

И соответственно, в случае понятно сохраняющихся приоритетов становится очевидной проблема нового контента на стадии формирования новой системы. В принципе, если в случае предыдущей системы США и другие западные партнеры контактировали с Арменией, учитывая существующую систему и стремясь там обеспечить хотя бы небольшую, медленную, но модернизацию, то в новых условиях есть проблема с точки зрения участия в формировании новой системы в Армении. То есть, в настоящее время ликвидируется старая система в Армении, и должна сформироваться новая, как политически, так и экономически и даже в гражданском смысле, потому что гражданское общество было несколько особенным с точки зрения прежних системных реалий. В этом плане как для США, так и других западных партнеров, особенно для Европы, существует ключевая проблема – необходимость новых партнеров и новых рамок партнерства. Иначе однозначно будет обречена на деятельность партнерскую, так сказать, в условиях старого статус-кво, по сути во всех сферах.

Естественно, что эта тема не могла иметь ключевого представления в обсуждениях в Сенате, но очевидно, что это ключевая проблема в измерении армянской реальности, в отношении которой пока нет ощутимых ответов ни со стороны Соединенных Штатов, ни Европейского Союза. В то же время, конечно, это удовлетворительно, что, похоже, принимается наличие проблемы, ее важность и необходимость. Однако вопрос о последовательных шагах по-прежнему открыт, и это вызов номер один в работе американских и европейских дипломатов с Арменией в новой реальности – сформировать новый общественно-политический статус-кво, который будет соответствовать новой ситуации, в Армении сформировать срочную повестку дня по созданию новых, современных экономическо-политических систем и, конечно, военно-политической безопасности Армении и в этом контексте, региона, в котором Армения имеет исключительную и ключевую роль. В этом смысле необходимо меньше говорить о необходимости изменения статус-кво и больше думать об изменении и обновлении общественно-политического статус-кво внутри Армении, что, так сказать, в смысле власти уже реализован армянским обществом, и остается только закрепить его, так сказать экономическую и гражданскую основу.

Залогом мира и стабильности является формирование современного статус-кво внутри Армении, а не изменение военно-политического статус-кво вокруг Армении. С другой стороны, следует отметить, что новый посол на обсуждении в Сенате не концентрировался на арцахской проблеме, процессе противостояния или, по крайней мере, не имел достойного объема в упоминаниях в новостях. Обстоятельство особенно примечательно на фоне недавних реалий, связанных с заявлениями бывшего посла США Ричарда Миллса и советника по безопасности президента Трампа Джона Болтона. Их оценивали в Армении как выражение намерения заставить Ереван пойти на уступки в вопросе Арцаха, в том случае, если в подтексте заявления дипломатов было то, что вместо того, чтобы думать о компромиссах, Армения должна думать о росте сопротивления путем развития. Одно дело, что дипломаты естественно не могут сказать прямым текстом, однако «провоцируют» в хорошем смысле, тонким подтекстом. Однако вместо этого некоторые армянские силы, а возможно, с ветками или корнями, ведущими за пределы Армении, фальсифицируют ситуацию, пытаются нанести удар по армяно-американским отношениям, рассматривая дружественные усилия США исключительно в свете сверхзадачи ожидания уступок со стороны Армении.

В этом смысле также очень важно, чтобы официальные лица США в работе в направлении отношений с Арменией не рассматривали развитие и модернизацию армянской государственности сквозь призму «подчиненности» изменения статус-кво в арцахском вопросе и перспективы работы с Арменией, не только в среднесрочной, но и в долгосрочной перспективе, строили и планировали с предпосылкой сохранения существующего статус-кво, потому что это хотя и относительная, но предпосылка региональной предсказуемости и стабильности, единственный действующий и реалистичный в видимой перспективе.

Поделиться :