Армения не собирается переформатировать союзнические отношения с Россией. Об этом заявил глава МИД Армении Арарат Мирзоян на совместной пресс-конференции с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым в Ереване.
Так он прокомментировал свои слова на открытии регионального совещания послов Европейского Союза в странах Восточной Европы и Центральной Азии в Ереване о том, что существующая архитектура безопасности неэффективна. Он также ответил на вопросы, нужно ли ожидать от Еревана на фоне такого заявления переформатирования отношений с Россией и будет ли Армения искать новых партнеров в Европе.
“Наши обязательства, права и намерения по отношению друг к другу четко записаны на бумаге, подписаны, ратифицированы. Их никто не отменял. В то же время известна обеспокоенность армянской стороны о том, что предусмотренные мероприятия осуществлялись не всегда и не в полном объеме”, – сказал Мирзоян.
По его словам, можно обсуждать вопрос эффективности задействования установленных механизмов.
“Но в нашей повестке нет вопроса переформатирования этих механизмов и отношений в целом. Конечно есть вопрос наших отношений в рамках многосторонних объединений, например, в ОДКБ. Не секрет, что мы не удовлетворены реакцией ОДКБ на очень конкретные события. Известно, что мы заморозили нашу деятельность в этой организации. Я бы не делал далеко идущих выводов”, – сказал Мирзоян.
Он назвал обсуждения с Лавровым очень конструктивными, включающими как проблематичные, так и позитивные вопросы.
“Это здоровые партнерские отношения и обсуждения”, – сказал Мирзоян.
Он также призвал передавать полный контекст своего заявления.
“Я прежде всего говорил об архитектуре безопасности, десятилетиями существующей в мире, и о том, что в последние годы в целом ряде регионов эта архитектура не так уж эффективна. Но конечно я говорил и о нас, не буду отрицать. Мы по своему нехорошему опыту поняли, что эта архитектура не работает. Мы сами были вынуждены переформатировать, вновь проанализировать, усовершенствовать эту архитектуру безопасности. Этот процесс последовательный”, – сказал Мирзоян.
Лавров, в свою очередь, отметил, что региональная общеевропейская безопасность касается всех.
“Мы разделяем принципиальную оценку о том, что система европейской безопасности, которая существовала до сих пор, доказала свою неэффективность, причем доказывала давно и неоднократно”, – сказал Лавров.
Он напомнил, что становым хребтом действующих структур в сфере безопасности являлись евроатлантические конструкции. Если брать такую инклюзивную структуру, то это конечно Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе. Если брать структуру, которая решила, несмотря на создание ОБСЕ, делать все, чтобы сохранить свои доминирующие позиции, не передавая функции определения и выполнения соответствующих принципов, то это конечно Северно-Атлантический альянс.
“В последнее время ЕС приходится считать также частью евроатлантической конструкции, поскольку он, подписав соглашения с НАТО и делегировав НАТО значительную часть своих полномочий в сфере безопасности, параллельно занимается своей евросоюзовской милитаризацией”, – сказал Лавров.
Он отметил, что этот каркас структур безопасности не прошел испытание на прочность.
“Мы считаем, что более справедливой будет система безопасности, которая не навязана сверху какой-то одной структурой, а которая идет от жизни. Например, существует целый ряд интеграционных объединений на евразийском континенте: и ЕврАзЭС, СНГ, ОДКБ, АСЕАН и другие. Между многими из этих структур заключены меморандумы о сотрудничестве. Таким образом формируется своего рода большое евразийское пространство, как его охарактеризовал президент России Владимир Путин”, – сказал Лавров.
Он выразил мнение, что все это формирует материальный фундамент для будущей архитектуры безопасности. Экономика, когда она связывает нации, всегда помогает договариваться, как нейтрализовать вызовы и угрозы. Поэтому архитектура евразийской безопасности весьма и весьма перспективна. Двери для участия в дискуссиях о том, как ее создавать, открыты пару лет в Минске. Проводятся конференции с участием министром иностранных дел, их заместителей, политологического сообщества по выработке Хартии многообразия и многополярности в XXI веке.
“Никто не может никому запрещать развивать отношения с любой страной мира. Но это не должна быть игра с нулевым результатом. Нельзя приходить и говорить: давайте мы предложим интересующий вас проект, но вы за это перестаньте общаться с кем-то другим. Это не наш принцип. Это принцип, который с древнейших времен был определен как “Разделяй и властвуй”. Ясно, что ничего демократического, ничего свободного в этом принципе нет”, – сказал Лавров.