29 исков против армянских медиа за полгода: результаты мониторинга

Давление на медиа в Армении

В период с апреля по июнь 2025 года в Армении было зарегистрировано 36 случаев прессинга на медиа и журналистов.

«Зафиксировано 2 случая физического насилия, оба со стороны правоохранителей», — заявил председатель Комитета по защите свободы слова Ашот Меликян.

Он подчеркнул, что по сравнению с первыми месяцами года замечено больше нарушений права на получение и распространение информации. Во втором квартале их было больше на 10, всего — 39 случаев.

За первые шесть месяцев 2025 года против медиа и журналистов в суды поступило 29 исков. И это, по мнению Меликяна, — «негативный и тревожный показатель». Все 16 исков за последние три месяца — по обвинению в оскорблении и клевете. Трое из истцов — действующие и бывшие должностные лица, двое — политические деятели.

Напряжение в политической жизни и в медиа

Период мониторинга, проведенного Комитетом по защите свободы слова, Ашот Меликян охарактеризовал как напряженный в общественном и политическом плане. Это было обусловлено тем, что в Армении раскрыли и предотвратили попытку госпереворота. Считает, что острую дискуссию на этом фоне вызвали также аресты российского бизнесмена Самвела Карапетяна и двух высокопоставленных священнослужителей.

Медиаэксперт полагает, что напряженная политическая ситуация еще раз продемонстрировала поляризацию информационного поля:

«Подавляющее большинство медиа напрямую связано с политическими силами и пользуется их покровительством. К сожалению, общественный интерес снова отошел на второй план. И очень мало было тех изданий, которые всесторонне освещали точку зрения как одного, так и другого политического лагеря».

По словам Меликяна, у представителей оппозиционных медиа очень сложные отношения с депутатами и чиновниками правящей силы, а журналисты, аффилированные с властью, в свою очередь, сложно взаимодействуют с оппозиционными деятелями.

«Непристойные выражения в медиа — это и реакция на посты премьер-министра в соцсетях»

По словам Ашота Меликяна, непристойные выражения охватили все информационное поле и общество. Считает, что это обусловлено и тем, как себя позиционируют власти и приближенные к ним лица.

«Те выражения, которые Пашинян и его жена используют, отвечая на оскорбления в свой адрес, для меня принципиально неприемлемы. Я осуждаю эту позицию. Стыжусь за них, когда я читаю их комментарии», — говорит он.

Эксперт утверждает, что первое лицо страны и его супруга должны быть более сдержанными:

«Им следует реагировать на все с определенным самообладанием, чтобы общество следовало примеру политической элиты. Между тем, теперь эта лексика стала обычным явлением для всех, начиная с премьер-министра до обычного пользователя социальных сетей».

По мнению Меликяна, сложившаяся ситуация — «это прямой путь к деградации общества, регрессу».

Власти говорят о прогрессе, не учитывая критику

Глава Комитета по защите свободы слова напомнил о годовом докладе организации «Репортеры без границ». Эксперты организации объявили о прогрессе Армении по Всемирному индексу свободы прессы. По сравнению с прошлым годом страна зафиксировала прогресс на 9 позиций, переместившись на 34-е место с 43-го.

Ашот Меликян заметил, что власти с большим воодушевлением распространили эту новость, но не учли прозвучавшую в том же докладе критику:

«В частности, в докладе особо оговаривалось, что Армения сталкивается с беспрецедентным уровнем дезинформации и языком вражды. Это реальность, которую необходимо учитывать, бороться с ней».

Новый законопроект позволит требовать удалить из публикации оскорбления

Меликян остановился и на таких вопросах, как «оздоровление атмосферы в соцсетях». Он сообщил о предстоящих законодательных изменениях. Министерство юстиции разработало новый законопроект. Согласно его положениям, суды смогут рассматривать дела по обвинению в оскорблении и клевете не только в случае их публикации на медийных площадках, но и распространения в соцсетях каким-либо пользователем.

Эксперт уверен, что это не может быть угрозой реализации права на свободное выражение своего мнения, «поскольку брань не имеет никакого отношения к свободе слова».

К тому же, законопроект позволит требовать удалить из публикации оскорбления.

«Если до сих пор и гражданский кодекс, и закон «О массовой информации» предусматривали, что оклеветанное лицо может потребовать опровержения либо воспользоваться правом ответа, то теперь пострадавший сможет потребовать также удаления этой публикации», — уточнил он.

По словам Меликяна, «применение требования об удалении должно быть строго соразмерным». То есть в случае возникновения подобной необходимости должно удаляться не все содержание, а только само оскорбление:

«Возможно, будет опубликована очень объективная критическая статья, в которой будет только одно оскорбительное выражение. И в таком случае можно удалить только его».

Поделиться :