«Шанс умерить амбиции Алиева»: что ожидают в Армении от встречи при посредничестве Трампа

В Армении официально подтвердили сообщения зарубежных и местных медиа о том, что 8 августа в Вашингтоне состоится встреча Трамп-Пашинян-Алиев.

«Премьер-министр Никол Пашинян проведет двустороннюю встречу с президентом США Дональдом Трампом с целью углубления армяно-американского стратегического партнерства, а также трехстороннюю встречу с президентом США и президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, направленную на продвижение мира, благополучия и экономического сотрудничества в регионе», — сообщили утром из аппарата премьера.

Пока нет точной информации о том, будет ли по итогам встречи подписан или парафирован мирный договор или какой-либо другой документ.
Из правящей партии Армении «Гражданский договор» заявили, что подписание мирного соглашения является «планом максимум». Ранее американский аналитик Майкл Скотт Доран сообщил, что Трамп сначала встретится с премьер-министром Армении, затем с президентом Азербайджана. Последним этапом будет заявление Трампа «в присутствии лидеров двух стран».

Встреча организуется на фоне обсуждений передачи на аутсоринг американской компании дороги, которая соединит Азербайджан с его эксклавом Нахичеванью. Депутат от правящей фракции Арман Егоян на днях заявил, что США предложили арендовать эту территории. Но власти Армении отклонили его, поскольку увидели риски потери суверенитета на этом участке.

Политический аналитик Борис Навасардян подчеркивает, что пока речь идет только об открытии дороги по территории Армении. То есть обговаривается разблокирование коммуникации, которую требует Баку. И только «в перспективе разблокирование может распространиться и на те направления, где Армения может реализовать свои интересы».

Он считает, что в любом случае следует рассматривать вариант концессии, поскольку какие-то процессы Армении будет сложно претворить в одиночку.

«Если мы говорим не о том, чтобы разблокирование произошло не 20 лет спустя, а в ближайшее время, нужно рассматривать способы и режимы концессии. И важно, чтобы армянская сторона обеспечивала безопасность разблокируемой дороги и оказывала таможенные и пограничные услуги. Это важно, чтобы не нарушался суверенитет Армении», — подчеркнул он.

Подробности — что еще известно на момент публикации, а также комментарии политического аналитика Бориса Навасардяна и эксперта по Азербайджану Татевик Айрапетян.

В Азербайджане не хотят «сталкиваться с армянскими пограничниками»

Азербайджан требует от Армении экстерриториальную дорогу -так называемый «Зангезурский коридор». Утверждает, что Ереван должен обеспечить беспрепятственную связь из Азербайджана в Нахичевань. Власти Армении отвечают, что разблокирование должно происходить с соблюдением четырех принципов: суверенитета, юрисдикции, территориальной целостности и взаимности.

Премьер-министр Армении Никол Пашинян в ходе последней пресс-конференции заявил, что в случае взаимности возникает одна проблема: «на территории Азербайджана есть железная дорога, на территории Армении отсутствует». Так он подводил к тому, что инвестиции нужны именно армянской стороне.

В июле Ереван получил из Вашингтона предложение об участии США в разблокировании региональных коммуникаций.

Все еще продолжается в контексте разблокирования обсуждение аутсорсинга каких-то функций дороги американской компании. Какие конкретно функции будут возложены на нее, неизвестно.

На фоне дискуссий по этому вопросу президент Азербайджана подчеркнул: «Азербайджанские грузы и граждане Азербайджана не должны сталкиваться с пограничной службой Армении или кем бы то ни было еще». Из Еревана ответили, что «пересечение границы Армении невозможно без контроля местных служб».

Комментарии

Политическый аналитик Борис Навасардян полагает, в Вашингтоне не будет ничего неожиданного — для обеих сторон. Прогнозирует публикацию после встречи заявления или меморандума о взаимопонимании:

«Вряд ли будет подписание или парафирование мирного договора. В любом случае, это будет стимулирующим обстоятельством для продолжения армяно-азербайджанского диалога по всем направлениям».

Напоминает, что обсуждения проходят по двум направлениям: мирное соглашение и разблокирование коммуникаций. Хотя разблокирование обсуждается вне текста самого договора, это отдельный процесс, Навасардян считает, что эти вопросы взаимосвязаны. Убежден, итоги встречи можно будет считать позитивными, в каком бы направлении ни был зафиксирован прогресс:

«По части коммуникаций — сотрудничество, экономические связи сами по себе будут способствовать миру. Это приведет к том, что военные решения будут менее привлекательными».

Аналитик уверен, что вовлеченность США в процесс уже является «весомым обстоятельством»:
«Она будет побуждать стороны к более конструктивному диалогу и напоминать, что переговоры не должны быть бесконечными».

Замечает, что Алиев позитивно относится к политическим шагам Трампа и вряд ли захочет нарушить эту традицию. По мнению Бориса Навасардяна, Баку будет благосклонее к посредническим усилиям Вашингтона, чем это было в случае с Евросоюзом, учитывая то, что «армяно-азербайджанским урегулированием заинтересован и партнер Трампа Эрдоган».

Эксперт считает, что предусловия Баку для подписания соглашения: изменение конституции Армении, роспуск Минской группы ОБСЕ — остаются в силе. Но теперь их реже озвучивают в Азербайджане. В то же время, в Баку говорят о возможном парафировании мирного договора, что является сигналом «конструктивного отношения». Это, по словам Навасардяна, может быть обусловлено предстоящими в 2026 году парламентскими выборами в Армении:

«Не исключено, что Азербайджан проявляет конструктивность, чтобы не было смены власти в Армении, либо снизились ее шансы. Не исключвю и того, что после выборов Азербайджан вернется к более жесткой политике, если ничего не изменится у нас. Но сейчас, если есть возможности, нужно их использовать».

Эксперт по Азербайджану Татевик Айрапетян прослеживает публикации в азербайджанских медиа. По ее словам, «пропагандистская пресса активно циркулирует тезис о том, что вашингтонская встреча свидетельствует: армянская сторона приняла предложение об аренде дороги через Сюник». Сама она, однако, не разделяет это мнение. Подчеркивает, что в Азербайджане не рассматривают и возможность подписания какого-либо документа:

«Алиев прямо сказал, что не пойдет на подписание. Ему нужна лишь непрерывность процесса. Поскольку именно процесс дает ему новые козыри».

Комментируя вероятность давления со стороны США, Айрапетян подчеркивает, что у Алиева есть опыт противостояния прессингу:

«Он понял: пока какая-либо сторона не предпринимает практических шагов против него, остальное — просто неприятные разговоры. Как начнутся, так и закончатся».

Считает, что ни в Ереване, ни в Баку не имеют четкого представления, что их ожидает в Вашингтоне. Однако Азербайджан разработал четкую повестку — добиться продвижения по «Авраамским соглашениям», роспуску Минской группы, приостановлению действия 907-й поправки, запрещающей предоставление военной помощи Азербайджану.

Эксперт затрудняется предположить, с какой повесткой едет в Вашингтон армянская сторона.
Но полагает, что это хорошая возможность поднять, например, вопрос освобождения армянских пленных, содержащихся в Баку:

«Эта тема не чужда Белому дому. Ее можно представить как важный шаг на пути к миру».

Татевик Айрапетян придает большое значение переговорам при посредничестве США. Полагает, что при прямых переговорах без посредников Пашинян получает от Алиева «обновленный список, о чем тот мечтает».

В то же время, замечает, что не менее важна настойчивость и последовательность в переговорах посредника:

«Посредничество США и активность Трампа, которые, возможно, обусловлены внутриполитическими и личными амбициями, рассматриваю как возможность. Если, конечно, визит будет сопровождаться содержательными обсуждениями, исходящими из армянских интересов. Это может быть и хорошим шансом для того, чтобы умерить растущие политические амбиции, аппетит Алиева».

Поделиться :