Cреди основных инструментов обеспечения безопасности мы, вероятно, забыли если не самый важный, то, по крайней мере, один из важнейших институтов, который впоследствии стал одной из осей нашей стратегии безопасности: этим инструментом является легитимность. Об этом заявил премьер-министр Никол Пашинян 15 сентября, выступая на международной конференции «Комплексная безопасность и устойчивость 2025».
«Если вы признаете свою территориальную целостность одним образом, а ваша основная система безопасности признает её другим, это означает, что вы как минимум теряете свою территориальную целостность между этими двумя восприятиями, что фактически и произошло в мае 2021 года, в сентябре 2022 года. Потому в октябре 2022 года в Праге состоялся самый важный разговор. И готов ли Азербайджан признать территориальную целостность Армении, ведь если окажется, что он не готов, то это изменит все содержание разговора.
Во-первых, нам нужно было определиться, что такое наша территориальная целостность, и мы решили положиться на неоспоримую легитимность. Мы опирались на Алма-Атинскую декларацию и поставили задачу: мы готовы признать территориальную целостность Азербайджана на основе Алма-Атинской декларации, потому что мы сами готовы признать свою территориальную целостность на основе этой декларации», — сказал Пашинян, добавив, что в Праге Армения и Азербайджан достигли политического соглашения о готовности признать территориальную целостность и суверенитет друг друга на основе Алма-Атинской декларации. «Это был поворотный момент, изменивший всю нашу стратегию. Это была наша первая попытка превратить легитимность в инструмент безопасности. С этого момента этот инструмент начал работать. Его формулировка такова: «На основе Алма-Атинской декларации, неприкосновенность 29 743 квадратных километров международно признанной суверенной территории Армении и границ, охватывающих эту территорию, как извне, так и изнутри».
Напомним, что Алма-Атинская декларация гласит: «признавая и уважая территориальную целостность друг друга и нерушимость существующих границ». Сам Азербайджан присоединился к декларации значительно позже, 24 сентября 1993 г. На момент принятия декларации Нагорный Карабах вышел из состава Азербайджана, однако официальный документ интерпретируется произвольным образом.