Правящая партия Армении «Гражданский договор» объявила о своей новой стратегической цели — становлении Четвертой Республики Армении. Съезд партии единогласно принял соответствующую декаларацию.
Согласно документу, Четвертая Республика «будет опираться на концепцию неприкосновенности международно признанной суверенной территории Республики Армения в 29 743 кв. км на основании Алма-Атинской декларации 1991 года». В декларации говорится, что это решение принято по итогам анализа истории Третьей Республики.
Третьей принято называть нынешнюю Республику Армения, которая провозгласила свою независимость по итогам всенародного референдума в 1991-м. Первой называют Республику, провозглашенную 28 мая 1918 года. Соответственно, советская Армения – вторая.
«Третья Республика нам ничем не мешает и не мешала. Просто мы уже длительное время живем в Четвертой Республике», — заявил премьер-министр Армении Никол Пашинян.
Между тем, аналитики считают, что, говоря о провозглашении новой республики, премьер «пытается решить задачу сохранения власти».
Правящая партия «Гражданский договор» по итогам своего VII съезда избрала новое правление. В его состав вошли 20 человек — вместо прежних 15. 826 из около 880 делегатов проголосовали за то, чтобы в правление входил и действующий премьер-министр и лидер партии Никол Пашинян. Его избрали председателем правления.
«Автор Четвертой Республики — народ Армении» — Пашинян
«Третья Республика — это наше наследие, но мы вступаем в новый этап. В Новом завете сказано: «новое вино — в новые мехи». Третья Республика — это наша идентичность, наше государство. Мы его любим, но новое вино — в новые мехи. Четвертая Республика утверждена, утверждена мирно — подтверждением Алма-Атинской декларации», — сказал премьер-министр.
В Алма-Атинской декларации говорится, что с образованием Содружества независимых государств СССР прекращает свое существование. Подписавшие ее бывшие республики объявили, что признают территориальную целостность друг друга в рамках административных границ, существовавших между республиками СССР.
Говоря о становлении Четвертой Республики мирным путем, Пашинян имеет в виду признание Арменией и Азербайджаном территориальную целостности друг друга. Особо подчеркивает тот факт, что стороны договорились о делимитации границы, руководствуясь Алма-Атинской декларацией.
Пашинян заявил, что правящая партия лишь формулирует факт становления Четвертой Республики, а автором этого процесса является сам народ Армении.
По его словам, что невозможно не заметить трансформацию в Четвертую Республику — особенно после парафирования мирного договора с Азербайджаном.
Положения декларации
Для окончательного становления новой, Четвертой Республики правящая партия намерена победить на парламентских выборах 2026 года. Получив на выборах вотум доверия народа, «Гражданский договор» намерен
активизировать усилия для вступления Армении в Евросоюз, не противопоставляя этот процесс регионализации, а также сбалансированной внешней политике,
принять новую конституцию путем проведения всенародного референдума,
продолжить реализацию требования народа об установлении мира со всеми соседями,
приложить усилия для институционализации мира на основании взаимного признания территориальной целостности, суверенитета, нерушимости международно признанных границ,
продолжить начавшийся процесс разблокирования, продвигая проект «Перекресток мира»,
развивать антикоррупционные механизмы и демократические институты,
поддерживать реформы в сфере образования,
поощрять свободную и конкурентную экономическую деятельность.
«Сохраню мандат, полученный от народа»
Премьер-министр оптимистично оценивает шансы своей партии победить на парламентских выборах 2026 года. Комментируя низкий рейтинг правящей силы, Пашинян напомнил, что результаты соцопросов не были обнадеживающими и накануне выборов 2021 года:
«Источник моего вдохновения не социологические опросы, а народ, с которым мы и наша политическая команда имеем органическую связь. Мы связаны с народом пуповиной. Чувствуем и его недовольство, и разочарование, и другие чувства».
Он заверил, что в команде есть большое число кандидатов на пост премьер-министра, в том числе 5-6 фаворитов. Однако, он не назвал их имена.
«И все же я сохраню мандат, полученный от народа. Не могу делегировать его даже очень доверенным людям», — заявил премьер.
«Народ одобрит новую конституцию»
На вопрос журналистов, может ли провалиться мирный процесс, если в ходе референдума народ не поддержит новую конституцию, премьер ответил:
«Думаю, народ одобрит конституцию, потому что автор этого процесса — сам народ».
Член правящей команды, министр труда и соцвопросов Арсен Торосян добавил, что новая конституция будет «финальной точкой становления Четвертой Республики Армения».
Изменение конституции Армении является предварительным условием Баку для заключения мирного договора. В Баку считают, что в ней содержатся «территориальные претензии». Поводом для этого является упоминание в коституции Декларации о независимости, где говорится о воссоединении Армении и Нагорного Карабаха.
Власти Армении утверждают, что не имеют территориальных претензий. Причем не только к Азербайджану, но и всем другим соседям. А изменение конституции объявляют внутренним делом страны. Однако вопрос изменения главного закона и изъятия из него ссылки на декларацию стали обсуждаться в Армении параллельно с требованием Баку. До этого правительство Армении говорило о необходимости конституционных изменений, но не о принятии новой конституции.
Комментарии
Первые отклики на декларацию о становлении Четвертой Республики оказались довольно негативными — как со стороны политиков, так и аналитиков.
Глава партии «Демократическая альтернатива» Сурен Суренянц написал на своей странице в Facebook:
«В истории государств «Первая», «Вторая» и последующие республики обычно формируются в результате радикальных изменений: новая конституция, крушение политической системы или рождение нового государственного проекта после национальной катастрофы.
В Армении Первая Республика родилась в 1918 году, а Третья — в 1991 году после провозглашения независимости. Субъектностью обладала и являлась государственным образованием также Армянская ССР, хотя ее редко называют Второй Республикой.
Когда Никол Пашинян говорит о «Четвертой Республике», на самом деле он преследует две цели:
избежать ответственности за национальную катастрофу (ликвидация Арцаха, потеря территорий, жертвы),
замаскировать ожидаемые новые уступки в пользу Азербайджана пропагандой «открытия новой страницы».
По моему убеждению, Третья Республика фактически перестала существовать с 44-дневной войны и потери Арцаха. Поскольку с тех пор нет того национального государственного проекта, на котором строилась независимая Армения.
Предложение Пашиняна — не Четвертая Республика, а концепт азербайджанского субгосударства, нивелирующий политические и цивилизационные основы Армении.
Проблема не может быть решена властью, являющейся символом поражения и унижения.
Нашей повесткой должно стать создание нового национального государственного проекта, который обеспечит восстановление независимости, достоинства и безопасности Армении с крайне реалистическими акцентами.
Для любой новой власти большим достижением будет само сохранение Республики Армения с имеющимися территориальными параметрами, если учесть печальное наследие Пашиняна».
Политический комментатор Акоп Бадалян полагает:
«Никол Пашинян таким образом решает задачу сохранения власти.
Он должен попытаться удалить то, что существовало в общественном сознании, представлениях до войны, поражения и потери Арцаха, и создать какую-то новую реальность. И так называемая Четвертая Республика, по сути, вписывается в рамки решения этой задачи.
Проблема не в цифрах — третья, четвертая. Главное — концепт «Реальной Армении», лежащий в основе Четвертой Республики, который на самом деле является «бытовым государством».
Государственные цели снижаются до уровня бытовых целей. В этом смысле точнее и честнее было бы объявить о создании первого бытового государства.
Это бытовое государство, поскольку его главной целью считается благосостояние. И мир тоже нужен для того, чтобы не мешать благосостоянию. Если у нас будут цели выше быта, это [по мнению правящей силы] — угроза нашей безопасности и миру. Следовательно, мы должны уместиться в рамках быта, чтобы никто нам не угрожал, и мы жили мирно.
А провозглашенный сегодня мир — это не мир, а адаптация к условиям, диктуемым соседями».




