Президент Санкт-Петербургского некоммерческого партнерства «Гражданская комиссия по правам человека», Роман Чорный обратился к Главе Кабардино-Балкарской республики, доктору экономических наук, Арсену Башировичу Канокову. 8-ое марта – это трагический день в истории балкарского народа. Санкт-Петербургская Гражданская комиссия по правам человека выражает свое искреннее соболезнование семьям, родственники которых пострадали или погибли во время варварского и бессмысленного деяния: депортации балкарского народа в СССР.
8-го марта 1944 года по обвинению в пособничестве фашистским войскам, весь балкарский народ был полностью депортирован из мест своего постоянного проживания в Среднюю Азию и Казахстан. 28-го марта 1957 года сессия Верховного Совета Кабардинской АССР приняла Постановление о восстановлении государственности балкарцев и возвращении прежнего названия республики — Кабардино-Балкария, а балкарцам разрешено было вернуться на прежнее место жительства.
Численность балкарцев в России, по данным некоторых российских справочных изданий, составляет около 108 тысяч человек, а в мире проживает примерно 120 тысяч балкарцев. Кроме России балкарцы проживают в Турции, Сирии и Египте. Там они являются потомками мухаджиров, беженцев с Кавказа 19-го века, т.е. со времен начала оккупации Северного Кавказа Российской империей. Балкарцы являются одним из самых высокогорных народов Северного Кавказа.
К сожалению, в последние годы Кабардино-Балкария стала местом драматических событий в связи с серьезным вооруженным противостоянием в этом регионе. Самый масштабный в истории республики террористический акт был осуществлен 13 октября 2005 года, тогда на силовые структуры Нальчика напали люди, именующие себя «бойцами исламского вооруженного сопротивления». Бои в центре города продолжались сутки, погибло более ста человек.
К сожалению, в 2011 году ситуацию в Кабардино-Балкарии вряд ли можно назвать спокойной. Так, известное правозащитное веб-издание “Кавказский узел” приводило следующие данные о произошедших в марте-феврале 2011 года актах вооруженного противостояния в Кабардино-Балкарии.
8 марта 2011 года: в Нальчике во время проверки документов сотрудниками патрульно-постовой службы МВД КБР неизвестный мужчина при попытке бегства взорвал гранату.
7-го марта 2011 года: в Нальчике в ходе осмотра подвального помещения многоквартирного жилого дома обнаружен металлический ящик с оружием и боеприпасами.
5 марта 2011 года: сотрудники милиции вечером на территории Кабардино-Балкарии обнаружили и убили человека, который оказал вооруженное сопротивление. Позже было установлено, что это 40-летний житель Терского района Кабардино-Балкарии.
3 марта 2011 года: мужчиной, оказавшим 2 марта вооруженное сопротивление сотрудникам правоохранительных органов и убитым в ходе перестрелки на улице Ашурова, оказался житель Нальчика Дмитрий Чудов, 1983 года рождения.
2 марта 2011 года: двое людей оказали вооруженное сопротивление сотрудникам УФСБ в Нальчике при попытке задержания на улице Ашурова столицы республики на территории парка культуры. В ходе перестрелки один местный житель был убит, второму удалось скрыться.
1 марта 2011 года: вечером в Чегемском районе двое неизвестных напали на временный опорный пункт милиции на проселочной дороге между городом Чегемом и селом Яникой Чегемского района. Один из нападавших попытался бросить гранату РГД, другой произвел множество выстрелов в сотрудников милиции. Ответным огнем милиционеров один из нападавших был убит, другому удалось скрыться.
Сотрудники правоохранительных органов в ночь на 1 марта в перестрелке убили жителя Баксанского района, оказавшего им вооруженное сопротивление. Никто из сотрудников милиции не пострадал.
В Чегемском районе Кабардино-Балкарии при попытке обезвредить самодельное взрывное устройство, обнаруженное в частном домовладении Эдурада Ульбашева, убитого 28 февраля в ходе перестрелки в Чегеме, произошел самопроизвольный взрыв.
28 февраля 2011 года: около 11.00 в городе Чегеме при попытке проверить документы по сотрудникам дорожно-патрульной службы МВД республики был открыт огонь неизвестным лицом. Ответным огнем был убит стрелявший, Эдуард Ульбашев, 1978 года рождения. Второй неизвестный скрылся, захватив чужой автомобиль.
27 февраля 2011 года: режим контртеррористической операции был введен на части территории Нальчика и в некоторых населенных пунктах Чегемского и Черекского районов.
26 февраля 2011 года: около 4:00 мск неизвестные в Нальчике подъехали к одной из автозаправок и открыли огонь по помещению, в котором размещался персонал АЗС. В результате, на заправке произошел пожар.
25 февраля 2011 года: в Нальчике совершено вооруженное нападение на посты ДПС, обстрел и подрыв здания санатория ФСБ. В результате обстрела поста ДПС «Шалушка» ранение получил один милиционер. В обстреле поста «Шалушка» участвовали, по данным СКР, четыре человека.
23 февраля 2011 года: вечером неустановленные лица в городе Баксан Кабардино-Балкарии расстреляли участкового Аслана Афасжева, милиционер был госпитализирован. Сотрудники правоохранительных в Эльбрусском районе Кабардино-Балкарии, где проводилась спецоперация, обнаружили так называемый “схрон” или чью-то базу…
К счастью, ситуация в Кабардино-Балкарии в течение 2012 года, вероятно, существенно улучшилась в вопросе соблюдения права на безопасность для граждан республики, но нельзя сказать, что эти улучшения являются окончательно стабильными, к сожалению, о чем, в частности, свидетельствуют правозащитные мониторинги о ситуации с правами человека в различных республиках Северного Кавказа, публикуемые известной негосударственной правозащитной организацией «Мемориал».
Анализируя причины происходящего в Кабардино-Балкарии сегодня, с большой долей определенности следует предположить, что политика руководства СССР, особенно сталинского периода, в отношении балкарцев строилась на принципах психо-политики, созданных последователями Ивана Петровича Павлова, известного советского психо-физилога. Именно последствия той политики и сказываются сегодня, продуцируя проявления вооруженного противостояния в сегодняшней Кабардино-Балкарии.
Напомню, что в публикации Международной Гражданской комиссии по правам человека «Хаос и террор» рассказывается, что в1955 году один из нью-йоркских профессоров перевёл и обнародовал с целью информирования общественности текст советских методических указаний под названием «Промывание мозгов: обобщение русского учебника по психополитике».
В методических указаниях сообщалось, что «первые русские психиатры хорошо понимали тот факт, что гипнотическое состояние порождается сильным ужасом. Они установили, что кроме этого, оно вызывается шоком эмоционального происхождения, сильным голодом, побоями…»
«Извращение национальных ценностей, – говорилось в тексте методических указаний, – и порождение общего упадка до такой степени, чтобы начали проявляться голод и депрессия, в дальнейшем потребует лишь небольших шоковых воздействий, чтобы вызвать у населения в целом послушание или истерию». В руководстве подчеркивалось, что простая угроза войны или бомбардировок может создать такую истерию.
Определенно, принципы советской психо-политики должны быть публично суждены и не должны ни в коей мере никогда в настоящем и будущем применяться на Северном Кавказе. Вместо них следует применять принципы Всеобщей декларации прав человека Организации объединенных наций.
В связи с вышеуказанным следует обратить внимание и на следующее. В пригороде Шали, в Чеченской республике несколько дней назад состоялось торжественное открытие гигантского Психоневрологического интерната. Этот Психоневрологический интернат (далее ПНИ) — крупный объект, площадь застройки которого составляет около трех гектаров, а общая площадь всех жилых помещений — около 23 тысяч квадратных метров. ПНИ был построен в течение четырех лет.
На открытие интерната прибыл Глава Чеченской республики, Рамзан Кадыров. Его сопровождали депутаты Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации от Чеченской республики: Адам Делимханов, Магомед Селимханов, Шамсаил Саралиев, а также первый заместитель Председателя Правительства Чеченской республики, Руководитель Администрации Главы и Правительства Чеченской республикик, Магомед Даудов, руководители министерств и ведомств республики.
«Строительство многочисленных объектов социальной направленности стало претворением в жизнь его дальновидной политики по качественному улучшению жизни людей. Мы открыли множество больниц, реабилитационных центров, клиник, санаториев. Теперь свои двери для пациентов распахнет и этот великолепный комплекс. Это свидетельство того, что забота о здоровье и благополучии людей остается главным в деятельности руководства республики»,- сказал г-н Рамзан Кадыров. Он пожелал всем сотрудникам интерната «относиться к своим пациентам как к родным людям, не жалея для них доброты и внимания».
Эксперты Гражданской комиссии по правам человека Санкт-Петербурга выражают удивление тем фактом, что такой огромный ПНИ построен в Чечне: «Сегодня, когда большинство развитых стран мира уделяют пристальное внимание деинституционализации в психиатрии, когда крупные психиатрические учреждения закрываются, а вместо них мир постепенно переходит к альтернативным формам помощи душевнобольным людям, в Чеченской республике, не самом финансово обеспеченном регионе, входящем в состав России, открывается такое гигантское учреждение, на строительство которого, безусловно, были потрачены баснословные суммы. Не лучше ли было просто финансово поддерживать семьи людей, которые до строительства этого ПНИ сами ухаживали за своими больными?! Мировая практика убедительно показывает, что никакие гигантские психоневрологические учреждения не смогут ухаживать за пациентами лучше, чем члены их семей».
Министр труда, занятости и социального развития Чеченской республики, Мохмад Ахмадов, выступая перед собравшимися, подчеркнул, что республика якобы остро нуждалась в таком интернате. По его словам, последствия войны тяжело отразились на психике людей. «Не имея возможности оказать квалифицированную помощь больным, родственники держали их дома, невольно усугубляя болезнь даже на ее ранней стадии. С сегодняшнего дня они могут быть спокойны за своих близких людей. В интернате им окажут самую квалифицированную помощь»,- сказал М.Ахмадов.
Направляя в экстренном порядке психиатрические «кризисные команды» на места катастроф, нас приучили к мысли о том, что люди, оказавшиеся в центре трагедии или даже просто поблизости, переживают сильное потрясение, что приводит к возникновению у них психических расстройств”, – заявил Сидни Уокер III, психиатр, невролог и автор книги «Капля здравого смысла». Симптомы, которые переживает большинство выживших, описываются в DSM-IV (Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам, четвёртое издание) как «острый стресс». Утверждается, “ что это патологическое явление, требующее лечебных процедур. Но страдают ли эти люди в самом деле «расстройством», для избавления от которого требуются психотерапия и медикаменты, способные вызывать привыкание? Действительно ли эти люди находятся под величайшей угрозой продолжительных страданий вследствие пережитой психологической травмы? Каким бы удивительным это ни показалось для многих, ответ будет один: «нет» и «нет».
Так называемое «посттравматическое стрессовое расстройство» возникло после войны во Вьетнаме, когда ветераны испытывали трудности, переживая те жестокие события, свидетелями которых они были. Американские психиатры сформулировали понятие «посттравматический стресс» и в 1980 году добились его включения в издаваемое Американской психиатрической ассоциацией «Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам» (DSM) за 1980 г.
Профессоры Херб Катчинс и Стюарт Кирк, авторы книги «Как из нас делают сумасшедших», утверждали, что большинство солдат страдают, переживая ужасы «военных действий, в которых они принимали участие». Они испытывали состояние, которое можно определить как боевое истощение, или утомление, но не как «душевную болезнь».
«Здесь будут лечить людей от 18 лет и старше с расстройствами психики, с заболеваниями нервной системы, больных, прикованных к постели. На Северном Кавказе это единственный такого вида центр, в котором могут проходить реабилитацию не только люди с расстройствами психики, но и с неврологическими заболеваниями. Кроме того, здесь находится геронтологический центр, где пожилым одиноким людям будет обеспечен достойный уход. Для них созданы условия, максимально приближенные к домашним», — отметил директор ПНИ. Предполагается, что в этот ПНИ могут направляться люди из различных республик Северного Кавказа.
Эксперты Санкт-Петербургской Гражданской комиссии по правам человека недоумевают в связи с тем, что в республике, где столь сильны славные традиции Ислама, которые отличаются от западных секулярных в том аспекте, как ухаживать и вести себя с людьми с психическими расстройствами, предлагается забирать массово людей из семей и помещать их в институциональное учреждение на потенциально очень большие сроки, возможно, даже пожизненно. По словам директора ПНИ, в самое ближайшее время начнется заселение Психоневрологического интерната в пригороде города Шали.
Санкт-Петербургская Гражданская комиссия по правам человека попросила в своем обращении г-на Арсена Канокова обратить внимание на то, чтобы жители Кабардино-Балкарии без их согласия не направлялись в Психоневрологический интернат в пригороде города Шали, а семьям больных людей, которых бы могли поместить в ПНИ, оказывалась бы материальная помощь, если они готовы ухаживать за больными родственниками на дому, что было бы и существенной экономией бюджету республики, ибо бюджетные средства, выделяемые на содержание одного человека в ПНИ в различных регионах Российской Федерации, включая дотационные регионы, огромны.