Председатель Конфедерации народов Кавказа Заал Касрелишвили считает, что дестабилизация в любой из бывших советских республик может вызвать идентичные процессы в России. Поэтому, заявил политик в интервью изданию, Москва первой должна способствовать сохранению стабильности в упомянутых странах, чего она пока почему-то не делает.

«Дрони»: – Начнем с Конфедерации, у нас это слово рождает неприятные воспоминания…

З. К.:– Вы, видимо, имеете в виду Конфедерацию горских народов. Эта организация существует и поныне. Ее по-прежнему опекает российское Главное разведывательное управление (Минобороны РФ – ПП). Это марионеточное собрание всегда было пророссийским. Точнее, резко антигрузинским. А Конфедерация народов Кавказа однозначно ориентирована на западные ценности и штаб-квартиру имеет в центре Европы – в Вене.

«Дрони»: – Имеете ли Вы лично или Ваша организация контакты с Абхазией?

З. К.: – Я никогда не прерывал контактов с Абхазией и абхазами. Для нас большая боль то, что произошло. Сожалею, что не смогли избежать войны. Еще осенью 2007 года я был в Сухуми, потом весной 2008 года. Друг пригласил. Он – влиятельная фигура в Абхазии. Мы поговорили по некоторым важным вопросам. Совместная работа над этими проблемами могла стать предпосылкой диалога между грузинами и абхазами в рамках народной дипломатии, которую могут поддержать некоторые лидеры властей Абхазии.

«Дрони»: – Некоторые, но не все?

З. К.: – Именно так – «не все», не следует себя обманывать. В Сухуми есть люди, которые отвергают всякие отношения с Грузией. Это те люди, которые самостоятельно ничего не решают, все хотят согласовать с «господином», с Москвой.

«Дрони»: – Как Вы оцениваете результаты президентских выборов в Абхазии?

З. К.: – Это выбор абхазского народа и, я думаю, каждый грузин должен его уважать. Для меня, как для грузина и как для председателя Конфедерации народов Кавказа, этот результат абсолютно приемлем, хотя Анкваба я не называю президентом Абхазии, для меня он остается лидером абхазского народа, а президентом Абхазии будет тот, кого выберут и те люди, которые там жили. Кстати, такое отношение имеют и (мои) северокавказские друзья.

«Дрони»: – На каком уровне Вы сейчас поддерживаете связь с абхазами – как политик или как частное лицо?

З. К.: – Дело в том, что мои абхазские друзья – политики. Вывод делайте сами. Для меня дружба всегда являлась дорогой и мостом. Мои отношения с абхазами никакого подтекста не имеют. Это искренняя дружба, которая сопровождается беседами по всем тем проблемам, которые ведутся между нами.

«Дрони»: – Какова позиция Ваших северокавказских партнеров?

З. К.: – О протекающих у нас процессах они имеют объективное представление. Между прочим, говорят, что старшему брату следовало быть более терпеливым.

«Дрони»: – Мне вспомнилась коммунистическая эпоха…

З. К.: – При коммунистах русские требовали от младших братьев повиновения, а кавказцы считают, что старший брат – это Грузия, вокруг которой должна произойти общекавказская консолидация. Такой исторический опыт насчитывает столетия.

Я тоже согласен с тем, что не следовало делать Абхазию ареной войны, если она даже сделала неправильный выбор. Не надо забывать, что Абхазское царство сыграло огромную роль в создании и укреплении грузинского государства. И еще, в самый принципиальный момент абхазы всегда были вместе с Грузией.

«Дрони»: – А как кавказцы оценивают возможности урегулирования конфликта?

З. К.: – Там, за Кавказским хребтом существует двоякий подход. Одни готовы взять на себя посредничество между двумя народами и нести ответственность за выполнение любого соглашения. Они считают, что беженцы должны вернуться к своим очагам и что надо покончить с конфликтом. Другие с ожиданием взирают на развитие событий – если признание независимости Абхазии будет носить всеобщий характер, шанс на независимость их автономий тоже станет реальным. Так что, если грузины и абхазы договорятся, будет хорошо, а если нет, они тоже подумают о независимости.

«Дрони»: – Выходит, что Россия взирать на все это спокойно не может?

З. К.: – Российские власти допустили роковую ошибку. Прецедент Косово придумали не для развала Грузии, напротив, он похож на модель распада именно России. Медведев-Путин и их предшественники, вроде бы, наказали Грузию, а реально создали угрозу для целостности собственной страны. Там уже думают об этом, и поэтому не так энергично добиваться признания независимости Абхазии.