Интервью руководителя Южно-кавказского института региональной безопасности, конфликтолога Александра Русецкого.
«Ахали таоба»: – Как предполагают, США могут вмешаться в ирано-израильский конфликт. Россию беспокоит перспектива превращения Грузии в военный плацдарм. Каково Ваше мнение по этому вопросу?
А. Р.: – В измерении международной безопасности Грузия имеет свою естественную миссию. Грузии следует занять такую позицию, которая будет приемлема для всех. По сравнению с другими государствами, наша страна находится в сложном положении. Если в Иране начнутся военные действия, это может создать множество угроз и для Грузии, одна из которых – оккупация ее территории. Это произойдет в том случае, если Российская Федерация потеряет единственный на сегодня маршрут для снабжения своей военной базы в Гюмри. В таком случае, она попытается взять под контроль стратегическую дорогу с Северного Кавказа через Цхинвали и Боржоми, которая ведет к Ахалкалаки и Гюмри. Второй маршрут – Годердзский перевал и аджарское направление. Контроль над этими двумя направлениями для Российской Федерации имеет очень большое значение, т.к. он призван обеспечить эффективную связь между военными контингентами, размещенными в Абхазии, Цхинвали и Армении. Этого требует политика военной безопасности России.
«Ахали таоба»: – Если положение в Иране осложнится, как Россия откроет эти каналы?
А. Р.: – Первое – это возможная оккупация. Если бы в 2008 году Эрдоган не предпринял попытку вступить в переговоры с Медведевым, Российская Федерация, практически, уже тогда могла сделать это. Но ей помешала политика Турции, вмешательство Эрдогана.
Второй вариант – трансформация, коррекция политической власти в Грузии и, соответственно, возвращение к тем соглашениям, которые подразумевали предоставление России возможности перевозить через территорию Грузии военные грузы, предназначенные для базы в Гюмри. Но это напрямую осложняет отношения Грузии с западными партнерами, а также с Азербайджаном, поскольку усиление Армении противоречит интересам последнего.
«Ахали таоба»: – Что Вы имеете в виду, когда говорите, что США не смогут помочь Грузии, если Россия на нее нападет?
А. Р.: – У нас не должно быть иллюзий по поводу того, что крупные геополитическое игроки из-за Грузии вступят в серьезный конфликт друг с другом. Они ограничатся дипломатическими разборками. Подтверждением этому служат августовские события 2008 года. С помощью военных кораблей нам доставили лишь минеральную воду. Очень большое значение имела моральная поддержка со стороны лидеров европейских стран. Среди населения и политиков Грузии до сих пор присутствует чувство благодарности за это. Например, существует гипотеза о том, что российские летательные аппараты были сбиты польским оружием, это обусловило уничтожение президента Качинского и 90 представителей польской элиты в Смоленске. Грузия же должна надеяться только на себя, самостоятельно создавать механизмы самообороны, как во внутриполитической системе, так и во внешней политике.
«Ахали таоба»: – Грузия должна убедить западных партнеров в том, что она не должна вмешиваться в военный конфликт и выполнять лишь гуманитарную миссию?
А. Р.: – Проблема состоит в том, что одна часть политического спектра думает именно так, а вторая – иначе. Между ними должен быть достигнут консенсус. В противном случае, решение, принятое грузинскими властями, в отношении собственного народа легитимным не будет. Я имею в виду не правовую, а моральную легитимность, как системное понятие. Это может перерасти в гражданскую войну, что, возможно, отвечает интересам многих внешних игроков, которые будут совсем не против, если Грузия перестанет существовать, а ее территорию перераспределят в виде зон влияния. Наша страна представляет собой коридор с востока на запад и с севера на юг, т.е. он имеет форму креста, и мы должны нести этот крест на себе с тем, чтобы данный транзитный ресурс не работал против нас. Мы, гражданское общество, должны заставить политическую элиту пойти на сотрудничество. Нам не следует безучастно созерцать капризы власти и оппозиции, а потребовать от них, чтобы они защищали интересы государства. Нельзя допускать, чтобы спецслужбы и эксперты иностранных государств были главными советниками власти и оппозиции, определяя при этом наше настоящее и будущее.
«Ахали таоба»: – Как наша власть должна решить проблему, чтобы Россия имела доступ к своим военным базам и, в то же время, не пыталась оккупировать Грузию?
А. Р.: – Необходимо добиться стратегического соглашения между международными и региональными центрами, с привлечением других стран. В правила этой игры следует внести определенную коррекцию и построить их на новых ценностях. Если в регионе не зародится новое качество сотрудничества между странами, хорошие условия для экономического сотрудничества мы создать не сможем. Если не будет существовать региональных экономических отношений, то по отдельности эти страны ничего не смогут сделать, если мы не выработаем стратегии единого регионального экономического пространства, не сможем создать и единой системы безопасности. Общее хозяйство требует общей защиты.