Интервью с известным американским политологом, старшим сотрудником Джеймстаунского фонда Владимиром Сокором.
Господин Сокор, Грузия вновь стремится к интеграции в НАТО, а североатлантический альянс такое стремление страны по-прежнему поддерживает, однако каждый год дает все новые и новые задания. Какой конкретный план действия должна выполнить Грузия на этот раз?
Если цель Грузии, стать членом альянса, североатлантический альянс обязывает ее выполнить определенный план. На этом пути существуют разные этапы, которые страна должна пройти шаг за шагом, ежегодно. НАТО только следит за этим процессом. Альянс, так сказать, представил схему — «Комиссию НАТО-Грузия», которая предусматривает имплементацию ежегодной программы. Данная программа началась в 2009 году, и североатлантический альянс дал позитивную оценку течению процесса. Странам кандидатам членства НАТО для достижения цели понадобились годы, и на этом пути необходимо терпение. К примеру, Албания и Македония до конца боролись для выполнения обязательств, и на выполнение подобных программ у них ушло 5-6 лет. Возможно, Грузии тоже понадобиться столько же времени.
-Допустим, с точки зрения реформ будут выполнены все обязательства. Насколько помешают вступлению Грузии в НАТО существующие внутри страны конфликтные регионы?
НАТО не говорит, что страны с проблемами территориальный целостности не смогут войти в альянс. В таком случае Германия не смогла бы быть членом НАТО, поскольку у нее была огромная проблема: Германия была разделена, а подавляющая часть ее территории – оккупирована Россией. В НАТО есть определенные люди, а также политики, которые придерживаются подобной позиции, но в целом о НАТО этого нельзя сказать.
Относительно роли НАТО в деле урегулирования конфликтов в Грузии, альянс не может решить эту проблему.
По материалам «Wikileaks», в 2008 году вопрос вступления Грузии в НАТО был в фазе активного обсуждения, и особое сопротивление этому оказали Германия и Франция…
Речь шла не о вступлении Грузии, а о присуждении ей плана действия членства, который Грузия затем должна была выполнить. Это был подготовительный период, после которого Грузия стала бы членом НАТО. Германия действительно противилась этому, Франция — меньше. В конечном итоге Грузия не получила ПДЧ, но получила обещание, что станет членом НАТО. Вместе с тем, конкретная дата не была названа. Тем временем, в конце 2010 года Грузия получила ежегодный план действия, который подобен ПДЧ, только название отличается.
На многие события, идущие в последний период в мировом масштабе, влияет «перезагрузка» российско-американских отношений. США, правда, постоянно заявляют, что «перезагрузка» не произойдет за счет интересов стран- партнеров, однако как Вы полагаете, отразится ли этот процесс на Грузии?
Государственный департамент Америки по-прежнему признает, что Россия оккупировала территории Грузии, и это чрезвычайно важно. Соединенные Штаты и во многих других вопросах оказывают поддержку Грузии, но не передает стране военное оснащение. Полагаю, весьма большая проблема, что Грузия не имеет какого-либо оборонительного оружия. Грузия нуждается в вооружении для того, чтобы защитить себя от возможной российской агрессии. Россия, правда, не страшится вооружения Грузии, но создается прецедент, что ее соседняя страна не должна быть вооружена только потому, что Россия так желает.