В первой половине ноября Грузию посетит генеральный секретарь НАТО Андерс фог Расмуссен. По заявлению представителя Грузии при НАТО Григола Мгалоблишвили, делегация НАТО приедет в Грузию в расширенном составе, а это подчеркивает то, что процесс интеграции Грузии в Североатлантический альянс протекает успешно. Как заявил журналистам министр иностранных дел Грузии Григол Вашадзе, главное, чтобы представители НАТО на месте убедились в том, насколько стремительно развивается наша страна и в какой степени соответствуют стандартам Североатлантического альянса грузинские демократические реформы, экономические показатели, военный бюджет и участие страны в международных миротворческих операциях.
Соответствуют ли элементы, перечисленные первым дипломатом Грузии, стандартам НАТО, и что значат для Грузии предстоящие визиты Расмуссена и президента Франции? На эти и другие вопросы отвечает эксперт по вопросам безопасности Ираклий Сесиашвили.
Корр.: – Соответствует ли существующая в Грузии обстановка стандартам НАТО и как выполняет страна взятые на себя обязательства?
И. С.: – То, что существующий в Грузии демократический фон неприемлем ни для нас, ни для международной общественности, это подтверждают последние международные оценки, где прямо сказано об угрозе развития у нас диктатуры. Там также говорится о грубом игнорировании прав человека. Поэтому декларированные властями страны т. н. «демократические реформы» мы сразу можем взять в кавычки. Стиль нашей власти заключается в том, чтобы свою деятельность оценивать только положительно. Члены правительства заняты, в основном, созданием виртуальной Грузии и расхваливанием собственных персон. Если, как утверждают власти Грузии, в нашей стране все нормально, демократия процветает, и все компоненты развиваются правильно, то вполне логично возникает вопрос: почему нас не принимают в НАТО? Не принимают потому, что все хорошо знают, какая обстановка в стране и какие угрозы в ней существуют.
Запад также хорошо видит, что в Грузии во всех сферах нестабильное положение. К сожалению, следует сказать, что оформленный с НАТО годовой план действий – закрытый документ. Мы не знаем, за проведение каких реформ Грузия берет на себя ответственность перед НАТО. Так что, мы не можем оценивать степень выполнения грузинской стороной своих обязательств. Мы можем оценить обстановку в стране вообще, а она, как я считаю, исключительно сложная. Надеюсь, со стороны НАТО существующей реальности будет дана объективная оценка.
Корр.: – Что касается запланированных визитов в Грузию Расмуссена и Саркози, то можно ли их считать позитивным сигналом, с точки зрения интеграции нашей страны в Североатлантическую организацию?
И. С.: – Как правило, генеральный секретарь НАТО старается посетить все те страны, которые подключены к процессу интеграции в альянс. Поэтому тут нечему удивляться. Тем более что наша страна очень активно участвует в афганской миротворческой миссии, и Расмуссен имеет достаточно оснований для того, чтобы приехать в Тбилиси и поблагодарить нас. Кроме этого, я уже упоминал о ежегодном плане действий. Очевидно, что периодически необходимы встречи высших лиц в связи с выполнением этого плана. Видимо, есть еще те закрытые темы, о которых они публично говорить не будут. Это, в первую очередь, касается оккупированных территорий Грузии и российско-грузинских отношений. Мне кажется, в последний период в связи с этим вопросом рассматриваются определенные шаги. Визит в Грузию президента Франции, как я думаю, должен быть связан с каким-то конкретным предложением в связи с перечисленными мной выше вопросами. В противном случае, этот визит может быть расценен, как только часть пиар-кампании. Речь идет о соглашении Саркози-Медведева-Саакашвили, которое пока еще не выполнено до конца. В связи с этим документом, Саркози в Кремле делает одно заявление, а у нас, видимо, сделает другое. Саркози чувствует, что в связи с невыполненными обязательствами, на нем лежит определенная политическая ответственность. Именно поэтому, я думаю, он и приезжает в Грузию с конкретным предложением. Об этом он, конечно, открыто говорить не будет… В таком же контексте, я могу высказаться и относительно визита генерального секретаря НАТО.
Корр.: – С учетом всего того, что Вы сказали, какие перспективы вступления в НАТО остаются у Грузии?
И. С.: – Не хочу показаться радикалом, но в условиях нынешней власти перспектив демократического развития страны не видно. Наша власть слишком глубоко завязла в недемократической трясине. Ее возвращение на демократические рельсы я считаю практически невозможным, поскольку развитие демократии в стране для нынешней власти связано с политическим риском. Если не будет демократии, и мы не будем удовлетворять трем основным условиям (создание стабильной демократии, урегулирование отношений с Россией, проведение четко выраженной мирной политики в отношении конфликтов), мы не сможем открыть двери НАТО. Соответственно, наше вступление в НАТО в условиях нынешней власти практически невозможно.