Интервью с экспертом в вопросах Кавказа, историком Георгием Мамулия

Батоно Георгий, как вы оцените встречу президентов Грузии и Соединенных Штатов Америки?

Эту встречу я бы оценил, как чрезвычайно важный прорыв нашей страны на международной арене. Главное здесь, на мой взгляд, то, что в последнее время в результате государственного развития Тбилиси смог занять новую, я бы сказал важнейшую нишу в стратегии Вашингтона в отношении постсоветского геополитического пространства и стран.

После завершения встречи были сделаны заявления для прессы, за которыми последовали разные оценки. Что бы Вы выделили в особенности в заявлениях президентов, и какого значения они были для Грузии?

Важнейшее, по моему мнению, то, что в результате проведенных в течение последних лет реформ Грузия окончательно укрепила в глазах Вашингтона имидж наиболее успешной страны на постсоветском пространстве. Фактически предложенная Грузией модель развития оказалась тем оптимальным выходом, который максимально обеспечивает выход страны с того постсоветского болота, в котором и сегодня более или менее погрязли другие бывшие советские республики.

На мой взгляд, подобным заключениям, сделанным Вашингтоном, в значительной мере содействовали развитые в последнее время в России события. Теперь, когда известно, что созданная Путиным в России политическая система и модель управления страны понесли крах в глазах большой части населения, Вашингтон особо заинтересован показать русским наглядный и конкретный пример успешной вестернизации, модернизации и экономического развития. Российскому населению должны показать тот факт, что для успешного экономического развития страны и внутренней стабильности совсем не обязателен авторитарный режим наподобие путинского, который в конечном итоге ведет страну к коррупции и застою.

Вместе с тем на это решение Вашингтона возымела влияние неконструктивная позиция самого Кремля по ряду международных вопросов (Иран, Сирия и т.д.), что абсолютно несовместимо с курсом “перезагрузки”. Ко всему добавилась и усиленная со стороны Кремля антиамериканская и вообще антизападная риторика: Кремль традиционно старается разрядить внутриполитическое напряжение в России, перенося внимание на “внешние опасности” и образ врага.

По оценке части политического истеблишмента Грузии, Барак Обама на встрече с президентом Грузии сделал акцент на значение проведения справедливых выборов. Было по-разному интерпретировано слово Formal, использованное Обамой в контексте смены власти. Как Вы оцениваете эту часть сделанного президентом США заявления?

Сделанное Обамой данное заявление следует осмысливать как раз таки в отмеченном мной выше политическом контексте. Сейчас, когда главным лозунгом российского оппозиционного движения являются именно демократические выборы и в результате этого демонтаж политической системы путинизма, особо важно, чтобы Грузия наряду с модернизацией и в этой сфере показала России пример демократической трансформации. В частности продемонстрировала, что избранный Грузией путь не связан только лишь с той или иной личностью, а первым делом, является результатом осознанной политической воли огромного большинства грузинского народа. Тем временем, непосредственным результатом такой демократической трансформации грузинской общественности является то, что с этих пор в политической жизни Грузии главную роль будут исполнять не отдельные, пусть даже харизматические и хорошо подготовленные личности, а политические партии с хорошо сформированными и рассчитанными на долгосрочный период программами государственного развития. В отличие от Путина, Саакашвили не может опять стать президентом, но у “Национального движения” будет возможность продолжить его курс. Именно это подразумевается в словах “формальная смена власти”.

Одним из результатов встречи Обама-Саакашвили называется переход на новый этап сотрудничества в сфере обороны и безопасности. Предположительно, Кремль не будет рад этому, и ожидаются жесткие заявления с его стороны. На Ваш взгляд, ожидается ли что-либо больше, чем эти жесткие заявления?

Для разрядки внутриполитического напряжения России путинский режим и в будущем попытается переводить внимание народа на “внешние опасности”, однако делать это в будущем будет все труднее. Понаблюдайте за любопытной тенденцией: некоторые лидеры российской оппозиции сегодня уже неприкрыто заявляют, что в случае прихода к власти первым делом постараются урегулировать отношения с Грузией. В частности Немцов уже заявил, что выведет войска из оккупированных территорий, а Прохоров, считающий пример Грузии даже предметом подражания для России, заявляет, что вопрос Абхазии и т.н. Южной Осетии должен быть решен путем переговоров. Это, на мой взгляд, указывает на то, что в России наряду с началом процесса пробуждения российской общественности, заметна и вообще тенденция сокращения антигрузинских настроений.

По мнению военного эксперта Георгия Тавдгиридзе грузинская сторона должна объявить поддержку Америке, как стратегическому партнеру, и если против Ирана будет создана коалиция, войти в эту коалицию. Разделяете ли Вы это мнение?

Это имеет для нас как плюсы, так и минусы… Будем надеяться, что вопрос Ирана уладится мирно. Следует помнить, что кремлевский режим всегда будет стараться использовать в свою пользу дестабилизацию, существующую по соседству с кавказским регионом. Не исключено, что именно этим и обусловлена активизация администрации Обамы с точки зрения военного сотрудничества с Грузией.

И, наконец, какова позиция и роль Грузии в текущих в регионе процессах?

В наших интересах максимально сохранить мир в регионе. Возможно, я несколько наскучил читателям вашего агентства повторением одного и того же, однако экономическое развитие, модернизация, решение социальных проблем и успешное продолжение курса страны на демократической основе на сегодня являются нашими абсолютными приоритетами.