Пата Закареишвили: «Мы должны пойти на любые отношения с Россией, кроме дипломатических»

Грузия упростила визовый режим для граждан всех регионов России. Мотивом Тбилиси называет максимальное содействие свободному перемещению людей. До того упрощенным режимом пользовались только граждане северокавказских республик.

Как заявили во внешнеполитическом ведомстве: «Принятое решение о пересечении границы Грузии по упрощенному визовому режиму является продолжением избранной Грузией визовой политики. Ее назначение максимальное содействие перемещению людей с целью туризма, бизнеса, медицинской или иной гуманитарной целью, и осуществление этого по меньшим затратам времени и финансов для каждого гражданина».

«Соответственно приказу министра иностранных дел Грузии за №159 от 30 июня 2011 года, приказ № 62 от 26 февраля 2010 года об ограничении выдачи виз лицам, перемещающимся с помощью погранично пропускного пункта «Дарьял»/таможено -пропускного пункта «Казбеги» объявлен потерявшим силу. Сразу по публикации этого приказа, со 2 июля лица, перемещающиеся через погранично- пропускной пункт «Дарьял»/ таможено -пропускной пункт «Казбеги» могут непосредственно на пропускном пункте получить въездные визы в Грузию».

О данном решении и возможных последствиях говорит конфликтолог Пата Закареишвили.

Пата Закареишвили: Полагаю, что это правильный и хороший шаг. В определенной мере это исправление ошибки. Прежнее решение содержало два неприемлемых принципа. Это был вызывающий шаг, поскольку с правительством России не были согласованы распространенные на ее граждан преимущества. Второе- это было дискриминационным решением, поскольку касалось не всех граждан России.

Наше правительство исправило второй негативный момент и разрешило въезд всем гражданам России. Однако первая порочная сторона решения, проведение определенных мероприятий в отношении российских граждан без согласования с властями, остается раздражающим шагом, и это нам тоже бы не понравилось.

Хотя такое и Россия проделывала. В свое время, еще при правлении Аслана Абашидзе она предложила безвизовый режим населению Абхазии, Южной Осетии и Аджарии. Помню, тогда власти и общественность оценили это резко отрицательно. Сегодня мы поступаем аналогично.

И все-таки, каким был результат первого решения?

Многие въехали в Грузию этим путем. На Северном Кавказе, в особенности в Северной Осетии живет много граждан России, у которых в Грузии есть родственники. Им стало проще перемещаться сюда. С другой стороны это создало неконтролируемую ситуацию.

Я уверен, что въезжают 99% благорасположенных людей, и они не враги Грузии. Однако, учитывая идущие на Северном Кавказе процессы (теракты и т.д.), не исключаю, что этим преимуществом могут воспользоваться и террористы, и это в будущем превратится в еще один фактор российско-грузинской напряженности.

Со стороны Грузии это было сделано с целью привлечения туристов. В общих чертах это приемлемо, если бы ни контекст противостояния с Россией.

Какая последовала реакция из Москвы за этим последним шагом и недавними заявлениями грузинской стороны о готовности к диалогу?

Грузинская сторона сделала заявление исходя из решения Гаагского суда. Гаагский суд не удовлетворил иск Тбилиси против Москвы. Речь идет об этночистке, проведенной по содействию России. Суд решил, что иск был неубедительным. Вместе с тем, предложил сторонам, уладить существующие проблемы путем переговоров. Исходя из этого, Тбилиси предложил Москве путем диалога изучить причины этнической чистки.

Так что, если Россия не пойдет на диалог с нами, у Грузии будет полное право сказать: Я выполнила просьбу Гааги, вышла на переговоры с Россией, они не согласились, поэтому я вынуждена вновь внести иск в Гаагу. Шаг властей, вероятно, рассчитан на это, поскольку заранее было известно, что Россия не согласится с этим.

На том фоне, когда министр иностранных дел еще раз повторил, что не будут говорить с Саакашвили, на какого типа диалог может пойти Москва.

Вообще-то, переговоры устраивают Россию, и они идут. Как открылся пропускной пункт Ларс и как перемещается такое количество людей без виз? Это произошло в результате переговоров. Открыть Ларс было в интересах России и Грузии. В Ереване состоялись несколько раундов и приняли решение.

Второй пример: в Берне, наверное, совсем скоро состоится третий раунд переговоров о вступлении России во Всемирную торговую организацию. Они не говорят с Саакашвили, но диалог на конкретные темы идет.

Где Россия сочтет нужным, там и включится в переговоры. С Саакашвили нет, но с грузинскими чиновниками говорят, будь то в Женеве, Берне или Ереване. Явно видно, что они не пойдут на политические решения, речь идет только об улаживании технических вопросов.

По распространенной информации представители разного уровня власти стараются найти общий язык с Москвой. Речь как о команде Саакашвили, так и текущих за его спиной процессах…

Чтобы говорить об этом, надо иметь конкретные факты. Недавно в России побывал Каха Кукава, но он не представляет власти. Знаю единственное, что Мерабишвили регулярно дает интервью российской прессе. Так он создает в России впечатление, что существует выход для диалога с этой властью.

У меня остается впечатление, что он предлагает самого себя. Вместе с тем Мерабишвили популярен в России, как среди либералов (которые не любят Путина), так и среди представителей власти. О нем одинаково хорошо пишут как в «Новой газете», так и в «Коммерсанте».

На этом уровне власти посылают мессидж России, что Мерабишвили может быть фигурой, заменяющей Саакашвили в отношениях с Россией. Я не исключаю также и кулуарных встреч со стороны властей.

Однако, даже опуская это, в женевском формате с русскими встречается такая персона, как Гига Бокерия. По статусу от него не отмахнутся, он секретарь Совета безопасности. Следовательно, если захотят, в Женеве могу говорить и на другие темы. Так что, контакты существуют- Женева, Берн и пусть даже Ереван. В действительности существует возможность передать и договорится о чем-то.

Кремль оккупировал и «признал» Абхазию и Южную Осетию. Что может означать в этих условиях «восстановление отношений»?

Я за любой диалог, потепление и укрепление отношений. Но до того, пока в Сухуми и Цхинвали есть дипломатическое представительство Москвы, считаю, что в этих условиях мы должны пойти на любые отношения, кроме восстановления дипломатических отношений.
Я подразумеваю открытие границ, перемещение транспорта, железную дорогу, торговлю и др. Где можно, надо продвигаться вперед, кроме одного, ни в коем случае не следует восстанавливать дипломатических отношений.

Поделиться :