После того, как Эдуарду Кокойты парламент не дал возможность избираться в президенты в третий раз, сторонники Кокойты ворвались в парламент и попытались «установить порядок» с помощью оружия. Начнутся ли беспорядки в Южной Осетии, кому было адресовано послание сторонников Кокойты и почему должна оставаться Швейцария в роли посредника? «Georgian Times» беседовал с конфликтологом Патой Закареишвили.
Пата Закареишвили: Это знак того, что у Кокойты серьезные сторонники. Они не желают уступать свои позиции, хотят показать Москве и демонстративно доказать, что здесь власть только в руках сторонников Кокойты. То, что Кокойты не изберут на третий срок, было заранее известно, однако его сторонники хотели проложить путь кому-нибудь из своих. Они хотели продемонстрировать, как перед другими силами, так и перед Москвой, что никакая другая сила не должна надеяться на победу. Это было послание, чтобы Россия вновь сделала ставку на окружение Кокойты.
Насколько Россия учтет это послание?
Россия вынуждена делать ставку на окружение Кокойты, так как ей в Цхинвали необходима контроль. В противном случае будут устраивать теракты и внесут беспорядки, а это действительно не должно устраивать Россию. Этим фактом сторонники Кокойты сообщают России, что надо пойти на разговор с ними. Те, кто устраивает эти беспорядки, превосходно знают, что не смогут осуществить никакую политику без России. Это было послание от сторонников Кокойты, чтобы в Москве не думали, будто можно бить их по голове как маленьких детей, и что они тоже на что-то способны.
Получается, что Южная Осетия оказалась требовательней и боеспособней, чем абхазы…
Не могу согласиться с вами. Абхазы борются цивилизованно, с помощью выборов и законов, осетины силовыми методами и криминальными путями. Абхазы стараются прикрываться демократией, и нравится Западу. Они стараются усилить позиции путем переговоров, а не терактами. У Цхинвали трудности, и все равно там поглядывают на оружие, однако не думаю, что это правильная позиция.
В распространенных по информационным средствам заявлениях речь шла и о том, что действия сторонников Кокойты были согласованы с Северной Осетией, насколько Вы разделяете эту версию?
Я не согласен с этой версией. В Северной Осетии есть несколько группировок. Не думаю, что было согласовано с Мансуровым, так как он «человек Кремля». Разумеется, в Северной Осетии будут сторонники Кокойты, однако если и было соглашение, то оно могло быть только с какой-то группировкой, а не с руководством Северной Осетии. В Южной Осетии противники Кокойты не могут удержаться и жить, тогда, как в Северной Осетии чувствуют себя свободно. Так что, если бы у Кокойты в Северной Осетии было тотальное влияние, его оппозиция там бы не прижилась, и все бы перебрались в Москву. В Северной Осетии больше тех сил, которые считают, что все должно быть так, как считает нужным Россия, а не сторонники Кокойты. Поэтому и происходит такое сопротивление от сторонников Кокойты, чтобы показать России, что это не та сила, которой можно пренебречь.
В последнее время определенная часть экспертов заявляет, что Южная Осетия по сравнению с Абхазией стала лишним грузом для России.
Идеального нет ничего, если Россия взвалила на себя груз, получила и дивиденды- военные базы. Таким образом, она блокировала вход НАТО на Кавказ. Вступление Альянса на Кавказ означало, что регион стал бы его членом, и поэтому Россия не дала сделать НАТО первый шаг на Кавказе. Кроме того, она превратила Грузию в инвалида, поскольку никто в мире не захочет противостояния с Россией из-за Грузии. Запад уже не настолько восторжен нами, они стараются помочь нам, но не за счет противостояния с Россией.
Как бы вы оценили заявление Путина, где он назвал фактом, стоящим сожаления, что отношения с Грузией приходится устанавливать с помощью Швейцарии?
До того как в Цхинвали и Сухуми есть российские посольства, исключено, чтобы Грузия восстановила дипломатические отношения с Россией. Я бы был против этого и не приветствовал бы этот шаг. Можно говорить на любые темы, кроме восстановления отношений в дипломатической форме. Например, о Северном Кавказе, безвизовом или визовом режиме, об открытии Ларси, вступлении в ВТО, железной дороге, торговле и т.д. Превосходно, что у нас в этом случае в лице Швейцарии и Европы есть наблюдатель, который ведет мониторинг. Для меня неприемлема как порочная политика России против Грузии, так и провокационная и авантюристская политика Грузии против той же России. Было бы отлично, чтобы наблюдение за отношениями двух этих стран со стороны Евросоюза происходило через увеличительное стекло.
Не означает ли это заявление премьер-министра России, что между Россией и Грузией могут восстановиться дипломатические отношения и в параллельном режиме существовать посольства в Сухуми и Цхинвали.
Из Сухуми и Цхинвали прогнали все международные организации. Вместе с тем, этим заявлением Путин говорит, что он не хочет иметь посредника в отношениях с Грузией. Грузинским властям, надеюсь, хоть теперь хватит ума и рассудка, чтобы не сесть за стол переговоров с Россией официально. Неофициально все допустимо, а во время подписания чего-либо обязательно должна присутствовать третья сторона, американцам Россия не доверяет, поэтому лучше Европа, которая приемлема для обеих сторон.