Цхинвальского региона и Абхазии, в конце прошлого года Российская Федерация все же стала, причем, с согласия Грузии, членом Всемирной торговой организации. Это, естественно, породило вопросы относительно полезности данного факта для мира и самой России. На эти и другие вопросы мы попытаемся получить ответы вместе с профессором экономики Владимиром Папава.

«Тбилиселеби»: – Продукция тех грузинских компаний, которые представлены на рынках стран-членов ВТО, отвечает требованиям качества. Если Россия не допустит ее на свой рынок, Грузия уже может оспаривать такое решение?

В. П.: – То, что Россия стала членом Всемирной торговой организации, это очень большой плюс для всего мира, с той точки зрения, что эта организация имеет определенные правила, соблюдать которые обязаны все ее члены, следовательно, Россия становится более прогнозируемой. Именно поэтому наши главные партнеры – США и Евросоюз – хотели, чтобы Россия вступила в ВТО, но эта организация, с институционной точки зрения, еще не совершенна. Она не обладает необходимой силой, из-за чего ее члены часто нарушают правила ВТО. Наглядный пример этого – неоднократное нарушение этих правил со стороны США. В качестве примера можно привести случай, когда Джордж Буш-младший, спустя всего несколько недель после своего прихода в Белый дом, на 30 процентов увеличил тариф на импорт стали. За этим последовала серьезная реакция в мире, поскольку это противоречило правилам ВТО и обязательствам, взятым США, но все осталось без изменений. Так что, членство России вовсе не означает, что она будет связана и станет неукоснительно выполнять правила.

«Тбилиселеби»: – Но есть и другие примеры, например, спор США и Мексики, который решился в пользу Мехико, когда Америка ущемляла его интересы в торговле?

В. П.: – Конечно, есть разные примеры. Однако Всемирная торговая организация не сможет вставить Россию в строгие рамки, хотя нельзя сказать и то, что она будет своевольничать и будет делать все, что ей заблагорассудится. ВТО представляет собой организацию, где происходит разбор торговых споров между странами, постольку лучше, чтобы Россия была ее членом, чем нет.

«Тбилиселеби»:– А какие вольности не сможет позволить себе Россия, став членом ВТО?

В.П.: – Для России очень большое значение имела и имеет протекционистская политика, в частности, поддержка местных предпринимателей, что, в конечном счете, очень плохо для российской экономики, поэтому она продолжает оставаться такой же отсталой, какой была. Для России принципиальное значение имел вопрос, касающийся нефтепродуктов. До сих пор их экспорт облагался налогом на добавленную стоимость, а этого делать нельзя, и России придется отказаться от получения этого налога.

«Тбилиселеби»: – Не приведет ли это к удешевлению нефтепродуктов?

В. П.: – Нет, не приведет, ведь если экспорт не будет облагаться налогом, то импорт будет облагаться налогом той страной, куда поступят нефтепродукты из России, вообще, на рынке цены формируются на основе спроса и предложения, и если дешевеет товар для импортера, это не значит, что он подешевеет и для покупателя. Это просто означает, что у первого будет дополнительная прибыль, во всяком случае, на начальном этапе. Продукция дешевеет в случае конкуренции, а рынок нефтепродуктов настолько монополизирован, что фактически никакой конкуренции нет, и это происходит не только в Грузии.

Россия трудно решала вопрос вступления в ВТО. Эксперты подсчитали, что в случае вступления этого, Россия могла бы получать в год в среднем 23 миллиарда долларов, но в то же время убыток составит 90 миллиардов долларов.

«Тбилиселеби»: – Тогда почему она вступила в эту организацию, кто-нибудь принуждал?

В. П.: – Россия имеет амбиции, связанные с тем, что она является мировым плюсом, но в то же время из большой восьмерки она была единственной страной, которая не являлась членом ВТО. Среди большой двадцатки тоже она была единственной страной, не являвшейся членом ВТО. Т.е. получилось так, что политические амбиции РФ пришла в противоречие с ее экономическим положением. С другой стороны, 92 процента внешней торговли России приходится на страны – члены ВТО. Поэтому политическая элита России приняла решение стать членом этой организации, хотя на начальном этапе от этого она потерпит больше убытков, чем прибыль.

«Тбилиселеби»: – А что получим мы от вступления России в ВТО?

В. П.: – Если бы не конфликт с Россией, Грузия была бы среди тех стран, которые были бы заинтересованы в принятии РФ в эту организацию, поскольку для нас выгодны отношения с таким партнером, который соблюдает правила игры, а если нарушит, найдется место, где можно будет вести с ним спор.

«Тбилиселеби»: – Мы ввозим в страны – члены ВТО «Боржоми» и вина, которые в свое время Россия забраковала. А теперь, когда Россия тоже стала членом ВТО, эта продукция автоматически получит доступ на российский рынок?

В. П.: – Именно тут мы подошли к наиболее интересному вопросу. У тех компаний, которые представлены на рынках стран – членов ВТО, имеются подтвержденные документы о том, что они удовлетворяют требованиям качества. Поэтому если Россия не допустит грузинскую продукцию на свой рынок, Грузия уже сможет перенести этот спор в ВТО. Если продукция конкретных компаний Грузии может продаваться в скандинавских странах, то почему она не может продаваться в России? В данном формате этот спор возможен, поскольку без такого формата российская сторона всегда могла сказать, что та или иная продукция некачественна.