«Газпром Армения» обратился к властям страны с просьбой о пересмотре тарифов на газ, сообщили в профильной комиссии. Повышение стоимости газа может повлечь за собой рост цен на продукты и усиление протестных настроений в обществе, подчеркнули армянские экономисты.
Как сообщал «Кавказский узел», экономисты в Армении неоднократно выступали с требованием не повышать цены на газ. Так, 19 января 2020 года они указали, что стоимость российского газа в Европе значительно снизилась, а в Армению он поставляется по более высокой цене. При этом «Газпром Армения» включает в стоимость газа потери на своих распределительных сетях.
25 января в ереванском клубе журналистики «Статья 3» состоялось обсуждение о влиянии повышения цен на газ на социальную сферу. В начале января «Газпром Армения» обратился к властям страны с просьбой о пересмотре с 1 апреля тарифа на природный газ, заявил в ходе обсуждения начальник Управления тарифной политики Комиссии по регулированию общественных услуг (КРОУ) Ашот Улиханян. «Если комиссия утвердит заявку, средневзвешенный тариф повысится на 6%», – отметил Улиханян, слова которого перевел корреспондент «Кавказского узла».
Согласно закону, за месяц до подачи заявления в КРОУ о пересмотре тарифа, компания обязана сообщить об этом в СМИ. КРОУ в течение 90 дней изучает заявку, которая в случае одобрения вступает в силу через месяц после утверждения новых тарифов.
Тариф на природный газ формировался не институционально, а учитывая политические факторы, заявил в ходе обсуждения глава общественной организации «Информированный и защищенный потребитель» Бабкен Пипоян, слова которого перевел корреспондент «Кавказского узла».
У комиссии (КРОУ), которая уполномочена контролировать крупные монополии, нет соответствующих для надзора инструментов, отметил он.
«Компания, подавшая заявление о пересмотре тарифа, будь то на электроэнергию, газ или воду, обоснует необходимость повышения тарифов вложениями. И у крупных монополий есть специалисты, которые смогут оформить эти затраты. Но комиссия (КРОУ) не имеет инструментов мониторинга, чтобы убедиться, насколько эти обоснования соответствуют действительности. В итоге все мифы о ценообразовании рушатся, что дает право говорить о политических соглашениях повышения тарифов, которые необходимо лишь обернуть и обосновать», – считает Пипоян.
Утверждения, что повышение тарифов не коснется социально уязвимых слоев населения, это очередная обертка, заявил он. «Повышение тарифов имеет как прямые, так и косвенные последствия на уровень жизни. Не может подорожание газа не повлиять на цены на хлеб. Не может повышение тарифа для тепличных хозяйств не отразиться на цене других товаров. И это (повышение тарифов) происходит на фоне беспрецедентного роста цен в прошлом году. На отдельные группы продовольственных товаров цены подорожали на 15,1%. Это выше мировой тенденции. Но если в мире рост цен периодически сдерживался, у нас он был последовательным», – подчеркнул Пипоян.
Повышение тарифа на газ приведет, по разным оценкам, к росту цен от 0,5% до 1%. В контексте оценки социально-экономических последствий повышения тарифа на газ необходимо дать оценку эффективности используемого газа, отметил экономист Армен Ктоян. «Газ – природный ресурс, который будет дорожать. Необходимо научиться жить в этих условиях. Важно внедрить механизмы энергосбережения, которые позволят снизить долю газа в себестоимости того же хлеба. Эти механизмы сделают повышение [тарифа] менее болезненным. В частности, в ряде европейских стран подорожание газа существенного влияния не оставляет», – заявил он в ходе обсуждения.
Газовый рынок специфичный, выбор небольшой, из-за чего страна-импортер сталкивается с произволом монополиста, и политический компонент неизбежен, считает экономист. «Чтобы минимизировать этот политический компонент нужно иметь более эффективную экономику», – подчеркнул Ктоян.