2009 год действительно не был мирным для Кавказа. Люди погибали в оккупированных регионах Грузии, на Северном Кавказе и Нагорном Карабахе. С неопределенными перспективами встречает Кавказ и новый 2010 год и вопрос состоит лишь в том, где будет эпицентр обострения – на Северном Кавказе, в грузино-российских или азербайджано-армянских отношениях.
По мнению чеченского политолога Вахи Магомедова, в 2010 году Кавказ ожидает довольно тяжелый период и какие-либо оптимистические прогнозы будут самообманом.
В первую очередь, по моему, в 2010 году на Северном Кавказе окончательно будет разрушен образ Грузии как врага. Фактически, в восточной части Северного Кавказе он уже разрушен. В 208-2009 годах по всей России несколько раз была собрана гуманитарная помощь для Южной Осетии. Вы слышали, чтобы гуманитарная помощь туда была направлена из Чечни, Ингушетии или Дагестана? Нет, трижды у них была такая попытка, но люди ничего не принесла на пункты сбора. Точнее, в Гудермесе несколько раз принесли унитазы, и что это означает, вы наверно понимаете.
«Большое прозрение» начато. Не хочу, чтобы вышло громко сказано, но на национальное движение на Северном Кавказе начато. Я говорю не о террористах, а об авторитетных людях, старейшинах, журналистах и студентах, которые задают вопрос – какая судьба ждет мою республику? Это люди, которые не имеют ничего общего с находящимися в горах боевиками, которые дискредитируют это движение. Большая часть населения уже не ощущает себя «россиянином». Я далек от мнения, что завтра какая-либо республика потребует независимости, но процессы логически идут в этом направлении.
— И что является главным фактором разрушения на Северном Кавказе образа врага Грузии?
— Много факторов. Реальные результаты абхазской войны, приют Грузией чеченских беженцев и война в августе 2008 года. Одним из главных факторов также является и то, что чеченские и ингушские иаспоры сыграли большую роль в том, чтобы разрушить внедренные российской пропагандой клише «о плохой Грузии». И второе, развитие информационных технологий. Самое главное – когда на передний план выступают национальные вопросы, происходит переоценка многого чего и задается много вопросов, например, кто является реальным врагом и кто естественным союзником, кто пытается вызвать противостояние среди кавказцев, почему я должен противостоять по искусственным и навязанным причинам естественному союзнику. Давайте, я не буду продолжать разговор об этом, так как это может оказаться опасным для моей жизни.
— Понятно. По Вашим прогнозам, количество терактов в 2010 году на Северном Кавказе возрастет или уменьшится?
— У меня нет оснований говорить, что количество терактов уменьшится. В 2009 году по сравнению с 2008 годом количество терактов возросло в три раза. Одним из факторов этого был рост социального недовольства и отсутствие авторитета у местных администраций. Нет никакой программы, которая бы вывела нас из этого социального тупика. В 2010 году сохранятся все действующие администрации, что еще больше увеличит бездну между населением и администрацией. Также, по прогнозу экономистов, в 2010 году в России углубится экономический кризис, что прямо ударит по Северному Кавказу, т.е. финансирование администраций уменьшится. Короче, будет тяжелый год.
— По-вашему, ожидается ли в 2010 году новая грузино-российская война?
— Только в том случае, если Тбилиси попытается силовым путем восстановить территориальную целостность. У России нет ни возможности, ни сил для начала новой войны. Поэтому не верьте российской пропаганде и угрозам. Новая война с Грузией для России будет катастрофой. Так что, в 2010 оду вновь продолжать провокации подобные Кокойты существа. Война исключена. Я говорю о грузино-российской войне, однако угрозы других военных конфликтов реальны.
— В частности?
— По моей информации, в Азербайджане серьезно думают о начале военной операции в Нагорном Карабахе. Наверно, ожидают от России каких-то гарантий или обещаний невмешательства. Заранее не могу широко распространяться на эту тему, но угроза этого реальна.
-Какой политик заслуживает титул человека года на Кавказе?
— Если посчитаем, что и Турция это Кавказ, тогда, наверно, премьер-министр этой страны Реджеп Эрдоган. По его инициативе произошел исторический факт и Турция и Армения восстановили отношения. Это наверно было и главным событием года на Кавказе.




