Гоги Хуцишвили: Будет ошибкой объявлять России бойкот на всех уровнях

Российско- грузинские отношения, освобождение похищенных из Тирдзниси подростков, необходимость присутствия в Грузии международных наблюдательских миссий и ведение с Россией народной дипломатии- по этим вопросам «Медианьюс» беседовал с политологом Гоги Хуцишвили, по словам которого, с учетом сложившихся обстоятельств, сегодня тем более необходимо сохранить контакты с Россией.

-Августовская война поставила грузинское общество перед двумя четко выраженными тяжелыми реальностями: Признанные Россией территории в лице Абхазии и Цхинвальского региона, и прерванные российско- грузинские дипломатические отношения. Все это означает, что с Россией на правительственном уровне никакие переговоры не ведутся. Для того, чтобы мы, как страна, сохранили рычаги отношений даже с вражески настроенной страной, что характерно для всех стран в подобной ситуации, нужен диалог, который пусть на каком то уровне будет существовать. Если этот процесс, по определенным причинам не могут вести официальные круги, его должно наладить гражданское общество. Интеллигенция, люди, которые могут создать фактор доверия, как для грузинской, так и для российской стороны, должна чувствовать это. Это необходимо для последующего углубления политического процесса, в котором будут защищены наши интересы. Если в условиях прерванных отношений народная дипломатия не работает, это значит, что опасность усиливается. Поэтому надо, чтобы определенные люди позаботились о своем народе. В обстановке конфликта народная дипломатия является неизбежным сопутствующим условием для начала политического процесса.

-Батоно Гоги, какого результата могла достичь народная дипломатия на фоне похищенных из Тирзниси подростков, которые все еще находятся в плену…. (на момент записи интервью, двое подростков еще не были освобождены — ред.)

-Именно в таких случаях имеет народная дипломатия решающее значение. То, что у нас имеется определенная верная информация об этих детях , является результатом как раз этих отношений. У нас есть отношения с неправительственными организациями в Цхинвали, и мы в постоянном контакте с ними. Представители этих неправительственных организаций сами побывали на встрече с несовершеннолетними пленниками, беседовали с ними и владеют точной информацией об их состоянии. Эти люди имеют контакты, встречи со многими людьми в Цхинвали и выполняют большую роль в мирных переговорах. Безусловно, хорошо, что вопросом подростков заинтересовался европейский дипломат Томас Хамарберг и он и сейчас находится в Цхинвали, но этим дело не делается. Результаты может дать только создание гражданского фона. Мы контактируем как раз с такими неправительственными организациями и теми активными людьми, которые всячески включены во всем этом процессе. Они пользуются влиянием и часто имеют ресурсы произвести давление на людей, принимающих решение на местах. Их действия, такие случаи, чаще бывают более действенными, в иных случаях менее эффективными, но все-таки они необходимы. В будущем мы должны довериться тем каналам и средствам, которые могут влиять на официальные лица.

-Если блага народной дипломатии не учитывают государства и политический фон остается прежним, то что нужно сделать на уровне политических решении?

— В том случае, когда все еще немало опасностей провокаций и рисков, нам приходится надеяться на международные организации. Мы должны обратиться к ним. Именно международное сообщество является регулирующим и балансирующим фактором обостренных в такой степени отношений. Важно повышение роли Евросоюза, которая в подобных ситуациях создает специальные миссии. Положение в Грузии значительно ухудшилось после того, как миссия ОБСЕ покинула страну, а миссия ООН- Абхазию и Цхинвальский регион. Поэтому нужно позаботиться о том, чтобы непременно на каком- то уровне восстановить эти контакты. В это должны быть включены не только официальные представители, но и гражданское общество. В Грузии, к счастью, гражданский сектор включен в это, и мы на всех уровнях принимаем участие. Например, недавно мы участвовали во встречах неправительственных организаций в Брюсселе, где подняли вопрос о необходимости восстановить эти миссии в Грузии. Переговоры таким путем идут, и они должны углубиться.

-Россия ставит безусловное требование смены власти Грузии и лишь после рассмотрит диалог с грузинской стороной. Параллельно у Москвы нет недостатка в визитах лидеров грузинских политических партий. С какими политическими шагами мы имеем дело?

-Я могу дать ответ только от лица гражданского общества. Не могу делать комментариев в связи с визитами руководителей отдельных политических партий и проведенных там встреч. Лидеры таких политпартий считают, что нужно идти именно на такие шаги, чтобы исправить дело, и стараются подтвердить это. Так или иначе, это политическая линия, мы же работаем на неполитическом уровне, однако это не исключает нашу связь и контакты с политиками. В этой ситуации мы вместе должны принимать участие, контролировать и получать результаты, поддерживать ту или иную инициативу. Когда между странами идет война и речь заходит о восстановлении отношений в какой-то форме, в какой обстановке должны вестись российско- грузинские отношения для этого вопрос сложный, и готового рецепта в настоящее время для этого не существует. Я могу говорить о той обостренной ситуации, которая есть между нами сейчас, и о роли неправительственных организаций в вопросе ее урегулирования. Иной вопрос, что могут не нравиться политически шаги, кто с кем в контакте на конкретный момент, но, несмотря на это, нельзя вопрос ставить так, чтобы контактов вообще не было. Объявление бойкота России на всех уровнях было бы ошибкой.

(…)

Поделиться :