Интервью с работающим во Франции доктором истории, аналитиком вашингтонского Джеймстаунского фонда, бывшим генеральным представителем Чеченской республики Ичкерия в России Маирбеком Вачагаевым
Грузинское руководство вводит безвизовый режим для граждан республик Северного Кавказа, который вступил в действие с сегодняшнего дня. Реакция Кремля на это решение Тбилиси была очень негативной. Как Вы оцениваете эту инициативу?
Сам факт, что это стало неожиданностью для руководства России, свидетельствует, что грузинская дипломатия переиграла Кремль, в связи с чем искренне можно поздравить МИД Грузии. Для жителей Северного Кавказа данное решение не будет иметь кардинальных изменений в плане посещения Грузии. Ведь сама практика прохождения границы, свидетельствует, что граждане больше боятся собственных российских пограничников, чем заграничных. Пограничный пост в Северной Осетии, не самое лучшее место для перехода границы. К примеру, жителям Чечни и Ингушетии, для того, чтобы попасть в Грузию необходимо преодолеть пограничный пункт в Дербенте (российско-азербайджанский участок границы), и затем через Баку ехать в Тбилиси. Это более безопасный пункт, но дорогой по цене и долгий по времени. Не говоря уже о том, что по обе стороны границы в районе Дербента, каждая фуражка, независимо от того, кого представляет, пытается вас ободрать под всевозможными предлогами. В этом районе российской границы уровень коррупции давно уже зашкаливает за предельный уровень. Однако все северокавказцы, с кем пришлось общаться в эти дни, аплодируют Грузии за решение, которое фактически позволяет снять барьер границы, а значит — сделать нас ближе, чем этого хотелось бы России.
— За данное решение власти критикует местная парламентская оппозиция, которая заявляет, что это создаст дополнительную угрозу для Грузии, и Кремль, который очень часто обвиняет Грузию в том, что боевики, якобы, проходят подготовку на территории Грузии…
Давайте рассуждать с оппозицией на основе их логики. В 2008 году в августе, что — российские войска вторглись из-за отмены виз? Может всякого рода Патрушевы, Бастрыкины и другие критикуют Грузию из-за того, что правительство Грузии делает какие-то шаги навстречу жителям Северного Кавказа. Извините, тем, кто из числа оппозиции так считает, следует уяснить, что угроза Москвы в отношении Грузии будет всегда в силу того, что Москве неприятны те изменения, которые происходят в вашей стране, а не потому, что Грузия объявила и решит в будущем что-то по Северному Кавказу. Москве не нравится, что Грузия ушла из-под каблука. А оппозиция, всегда норовит туда подскочить — под каблук, так как там ей привычнее… Когда оппозицию пинают, она чувствует себя еще живой… Вот и пытается грузинская оппозиция играть на страхе об угрозе со стороны России. Пусть оппозиция внимательно следит за судьбой своих соплеменников в Москве, которые не решились даже выступить против агрессии в августе 2008 года, а сегодня уже два года спустя, некоторые не могут даже за свою лояльность найти места своим скульптурам…..
— Президент Грузии Михаил Саакашвили на 65-й Генеральной Ассамблее ООН представил видение создания мирного регионального альянса — межгосударственного объединения Кавказа. По-вашему, исходя из той ситуации, которая существует на Кавказе в целом насколько реально реализовать инициативу Саакашвили?
Эта идея была озвучена еще в начале 90-х годов национальными движениями Северного Кавказа. Впоследствии, оказавшись в изгнании и Звиад Гамсахурдиа пришел к выводу о необходимости единого Кавказа. То, что сегодня это озвучил действующий президент независимого государства, является более сильным ходом, чем многочисленные заявления неправительственных организаций. То есть, глава государства, озвучивая эту мысль, берет соответственно на себя ответственность проталкивать эту идею. Данная идея на фоне того, что происходит в Европе, вполне реальна. И для нас кавказцев, она тем более дает возможность перешагнуть через свои вечные спорные границы. Это дает шанс нам всем понять свою идентичность- кавказец. Я думаю, что данную идею Михаила Саакашвили стоит не только поддерживать, но требовать самых решительных действий в будущем в целях организации единого Кавказа.
— Часть грузинских экспертов считают, что Россия сделает все, чтобы не произошел процесс реализации этой идеи. Они также думают, что Турция тоже поступит так, только — гибче и дипломатичней…
Господь Бог наказал нас уже тем, что дал нам такого соседа, но надо быть терпеливым и медленно продвигаться вперед. Москва боится сильных (посмотрите эти танцы Кремля вокруг сверхдержав), и наоборот, она ищет повода поглотить любого, кто окажется слаб духом. Нам стоит забыть все свои взаимные обиды перед угрозой этого медведя, что позволит ему понять, что Грузия — это не только грузины, а — Грузия плюс весь Кавказ, тогда медведь будет занят уже другими проблемами. Что касается Турции, сам факт, что она не претендует на Кавказ ( в том смысле, чтобы иметь его в качестве своей территории) уже прогресс, что дает нам право сконцентрироваться только на политике Москвы. Тихая политика Турции не так вредна, по сравнению с действиями нашего северного соседа. Турция пытается захватить наш регион посредством бизнеса, здесь вряд ли стоит оказывать ожесточенное сопротивление. Турция извечно смотрит с болью на Кавказ, но она сегодня больше больна пантюркизмом, чем это нам могло бы показаться внешне. Пантюркизм сегодня для нас не опасен, поэтому стоит больше внимание уделять другим настырным соседям.
— В Грузии активно говорят о том, что Михаил Саакашвили так самоуверенно говорил об этом вопросе, что появилось подозрение, не замешаны ли в этом рука и желание Запада?
Не пытайтесь во всем видеть руку Запада. Запад настолько разнообразен, что единство под флагом Европейского Союза есть не что иное, как миф — пока еще очень слабая и аморфная конструкция. Война в августе в Грузии показала, что Запад не может ничего.. Не Саркози остановил танки, а Россия поняла, что вторую Чечню в границах Грузии будет не в силе удержать. Европа умеет красиво говорить (демократия, права человека и т.д.), но делать, к сожалению, уже не может.
— На Северном Кавказе ситуация, как Вы знаете крайне сложная. Чтобы решить те проблемы, которые существуют на Северном Кавказе, российское руководство разработало «стратегию развития Северного Кавказа». Как вы оцениваете эту стратегию?
Я еще не видел ни одного плана, который был бы реализован в России. Когда объявляют о такого рода масштабных инвестициях, это всегда означает, что в России, кто-то решил списать огромные суммы. Курорты на Северном Кавказе под градом пуль боевиков — безусловно отдых специфический и предназначен только для экстремалов. Организованное переселение горцев Кавказа в Сибирь в поисках работы и заселение русскими Кавказ — утопично на сегодня. Русского можно переселить в Чечню, если только к нему представить двух охранников, иначе ему будет не очень комфортно в этой части Северного Кавказа. Те единичные случаи, которые преподносятся, как генеральная политика Москвы, есть сказка и не более. Сегодня вопрос стоит не о переселении русских на Кавказ, а более драматически — как удержать тех немногих, кто еще остался ? Как остановить исход русских даже с русских краев, каковым является Ставропольский край (русским краем, имею ввиду соотношения русских к коренным народам Кавказа). То есть у Москвы на самом деле проблемы иные, чем она пытается их представить.
— Депутат Госдумы Сергей Марков считает, что война против «чеченского сепаратизма» закончилась успешно. По его словам, сейчас борьба идет с исламским терроризмом и радикализмом. Какие силы, по Вашему, воюют против России?
Те же, что и в 1999 году, ничего не изменилось для русских. Какая разница русским матерям получать гробы от чеченских боевиков, или исламских радикалистов ? Им, что от этого легче ? Почему бы Маркову не спросить об этом у них. Почему в России каждый говорит, что хочет. К примеру в противовес Маркову, Бастрыкин (глава СК), считает что на Кавказе идет война, и что ежедневно гибнут люди от пуль боевиков. Вот это и есть ответ на ваш вопрос. На него ответил высокопоставленный чиновник РФ.
— Из подчинения Умарова вышли несколько бойцов чеченского крыла. С ними и, как его называют, представитель «Аль Каиды» Мухаммад. Что может означать создание такого параллельного движения и насколько это изменит расклад сил на Северном Кавказе?
Если бы Мухаммад (точнее будет Муханад) был бы представителем Аль-Каиды, Дока и его команда не посмела бы в его сторону даже дышать. Как раз в том, что его пинают кому не лень, свидетельство того, что он ни имеет никакого отношения к Аль-Каиде. Расклада никакого нет, так как это затронуло только чеченских боевиков. Здесь почти 90-95 процентов командиров отказались подчиняться Доке Умарову и предложили ему уйти в отставку. Отказавшись, боевики показали, что воевали как раз таки те, кто считал себя приверженцем идеи независимости Чечни, а никакие не исламские радикалисты, как это нам пытались представить Москва и Удугов. На деле оказалось, что сил националистов достаточно, чтоб позволить себе сменить представителя одиозных кругов, каковым является Дока Умаров. Все остальные силы движения сопротивления оказали поддержку Доке Умарову, так как для них он символ единства всех боевиков Северного Кавказа. То есть речь идет не столько о возможном изменении расклада сил внутри движения, сколько о возможности сосуществования двух идей : национального и исламского. Поэтому трудно сегодня делать далеко идущие выводы, стоит подождать месяц-другой, чтобы уже сказать оформился ли данный расклад в новую политическую силу или нет.
— Получивший в Лондоне политическое убежище Ахмед Закаев недавно заявил, что Имарат Кавказ и его лидер Умаров – проект российских спецслужб, который ставит целью уничтожение национальных сепаратистских движений в Северном Кавказе, и Кремль осуществляет это под предлогом борьбы с терроризмом в этом регионе. По вашему мнению, насколько правильно оценивает обстановку Ахмед Закаев?
Я не считаю, что такое даже возможно теоретически, более того, уверен, что ФСБ не имеет никакого отношения к Имарату Кавказ. Ни что никто не создает для собственного уничтожения. Имарат Кавказ стал как раз таким большим гвоздем в гробу российских интересов на Кавказе. Более того, я считаю, что исламская идея пока единственная, которая способна объединить все различные джамааты по всему Кавказу. Иначе как объединить интересы дагестанского джамаат « Шариат » и кабардино-Балкарского « Ярмук », Ингушского « Шариат » и Карачаево-черкеского « Карачай »? У них у всех разные национальные приоритеты, но всех можно объединить под зеленым знаменем ислама на первоначальном этапе.
— Рамзан Кадыров под прикрытием Путина уже построил на Кавказе исламское государство со всеми его атрибутами. При этом, есть мнение, что этим он добился того, чего добивались все его предшественники с оружием в руках, хотя сделал это бескровно. Как долго будет Кремль поддерживать Кадырова, и как долго ему хватит сил удержать Чечню в том положении, в какой она находится сегодня?
Кадыров не сделал ничего, что противоречит Конституции РФ, иначе его тут же одернут и поправят, как поправили татар, со своей мифической независимостью, отменив федеративный договор как противоречающий Конституции РФ. Все, что происходит сегодня в Чечне — это политика на противодействия идеи боевиков и бывших националистов. Ничего нового здесь нет. История уже прошла этот этап великого обмана со стороны Москвы. Напомню вам, что в 1918 годах большевики обещали чеченцам и дагестанцам сохранить адаты, шариат, все их национальные особенности, в том числе и письменность на арабской графике. Однако, как только большевики почувствовали, что они стали сильнее, и основные проблемы с белогвардейцами были решены, как все это было отменено, а более менее известных и почитаемых людей расстреляли, чтобы они не были в оппозиции к власти. Отмени шариат, адат, арабскую графику, ислам, и, главное, все это делалось по просьбе трудящихся. То же самое ждет Чечню, если ослабнет позиция боевиков, то манна небесная которая льется сегодня на Чечню, также прекратится, и их поставят на один уровень с рязанской или вологодской областями.
— Распространялась информация, что Кремль готовится к смене Кадырова. Предполагается, что на эту должность может быть назначен Ахмед Закаев. Как Вам видится такая возможность и чем может быть Закаев лучше Кадырова?
Я думаю, что это самый маловероятный шаг со стороны Кремля. Ахмед Закаев, если когда то и был в числе возможных претендентов, то вряд ли сегодня его персона интересует в Москве в качестве кадрового запаса.
— В Польше состоялся «всечеченский» конгресс, единственным результатом которого был пиар Закаева. В то же время конгрессом руководит профессор академии МВД России. Насколько вероятно, что Закаев уже управляется Кремлем?
Нет, я не считаю, что он управляется Москвой, и мог бы быть управляемым на этом отрезке времени. Он совершенно автономный политик, и его действия исходят из его видения той или иной ситуации и не более. А то что произошло в Польше, то здесь польские власти сделали все, как этого требуют законы ЕС, то есть все кто находится в розыске обязаны задержать и выдать той стране, от которой у него есть бумаги о предоставлении убежища. То есть изначально Польша не могла выдать его России, так как сама процедура построена от ответственности той страны, которая дает бумаги о предоставлении статуса убежища, в данном случае такой страной была Великобритания.
— По имеющейся информации, в Дагестан направляются дополнительные войсковые подразделения РФ. В то же время на месте создаются внутренние войска из местного населения по типу чеченских «Запад» и «Восток». Не планируется ли начало широкомасштабной зачистки Северного Кавказа и, если да, то какие, в основном, районы эта зачистка может охватить?
Нет, это свидетельство, того, что ситуация выходит из-под контроля Москвы, и она судорожно ищет новые силы. На сегодня в регионе сконцентрированы такое количество войск, что если вдруг Китай решил бы напасть на Россию, то ей не чем было бы защищать свои границы, так как все боевые части сконцентрированы именно в этом регионе Кавказа. Москва пытается пойти по примеру Чечни. Но, глава Дагестана не Рамзан Кадыров, и у него нет приятельских отношений с Путиным. Чечня была проектом Путина, который ее оберегает от возможного вмешательства со стороны. А все попытки подражать Чечне заранее определены на поражение.






