Михаил Мачавариани: «Мы готовы к отношениям с Россией»

По одному из опросов, население Грузии на первом месте ставит социально-экономические проблемы, на втором — вопрос территориальной целостности, на третьем — демократию. С точки зрения целостности страны просвета пока не видно, социально-экономическое положение день ото дня ухудшается, и развитие демократии не особо обнадеживает. Когда Зураб Ногаидели и Нино Бурджанадзе были в Кремле, с намерением восстановить отношения с Россией, отсюда нацы (Национальное движение) разжигали огонь: как, дескать, можно с оккупантами говорить. А несколько месяцев спустя сам президент Грузии заявил, что готов говорить с российской властью без всяких предварительных условий. Тогда мы думали, что показалось, однако совсем недавно те же слова он повторил и в одном из французских изданий.

А с российским изданием «Время новостей» министр иностранных дел Грузии, Григол Вашазе конкретизировал, что наш президент не раз заявлял о готовности обсудить с Россией все вопросы, без всяких предварительных условий, в любое время и в любом месте, и что ждем ответа на это от Кремля. С вопросами на эти и другие актуальные темы «Сарке» обратился к одному из лидеров национального движения, вице-спикеру парламента, Михаилу Мачавариани.

Михаил Мачавариани: — Для нас номер первым вопросом является территориальная целостность, но таким же первым вопросом является и безработица. Что касается отношений с Россией, простите, но войну с Россией не мы начинали. В заключении Тальявини тоже записано, что в августе 2008 года части российской армии находились на территории Грузии. Это называется вторжением в Грузию, и мы адекватно реагировали с целью превенции войны. Недавно Саркози и Берлускони тоже сказали, что у России был план свержения власти Грузии. Мы не раз заявляли, что готовы к отношениям с Россией, однако сегодня для решения этих вопросов нам нужна их четкая позиция в связи с нашими территориями.

Кроме Никарагуа, Венесуэлы и Науру они никого не смогли заставить признать независимость Южной Осетии и Абхазии. Правда на нашей стороне, и если в этих вопросах мы будем едины, мы пройдем до победного конца. Я лично слышал, что этому решению не совсем рады сами русские. Они открыли очень большой ящик Пандоры.

-Уже который раз наш президент заявил, что готов без условий говорить с российской властью.

-В отличие от России, которая заявляет, что вообще не будет говорить с властями Грузии, мы готовы сесть за стол переговоров, однако они должны знать, какие вопросы будем обсуждать.

-Когда Бурджанадзе и Ногиадели сказали, что надо говорить с Россией без всяких предпосылок, вы их почти Божьей каре подвергли.

-Мы заявляем, что будем говорить, но о чем говорить, будет видно там. Это будет деоккупация, выполнение договора от 12 августа, и все те темы, которые беспокоят наших граждан.

— Однако, почему считаете, что Россия пойдет на выполнение наших условий?

-Пойдет в том случае, если убедится, что у нее нет альтернативы. После того, как убедились, что иного выхода нет, они пошли на разрушение берлинской стены, и вывод войск из Афганистана.

-Одним из признаков демократичности страны является свобода прессы. В нынешнем году мы сместились на 20 пунктов вниз, и оказались на третьем месте…

-Очень жаль, что так, однако, как и год, два и три года назад, и сегодня Нино, можешь спросить что хочешь, и знаю, что скажу, то и напишешь. Для меня это и является свободой прессы. Если какие-то вопросы надо отрегулировать, мы готовы, поработать…

-Почему вспомнили, что информация о медиавладельцах должна быть прозрачной? Не побеспокоил ли этот факт самих властей?

-Эта тема крутится, она проблемная. Поэтому мы решили, не оставлять никому тему для разговоров, и лучше принять решение.

-За конституционными изменениями последовали разговоры, что в 2011 году могут быть назначены досрочные парламентские выборы.

-Этого я не могу вам подтвердить. Для нашей страны сейчас главное стабильность и экономическое развитие. Надо проводить реформы, принимать конкретные решения, занять народ, поэтому каждый год мы не можем заниматься выборами.

-Скажите хотя бы, на самом ли деле Саакашвили намеревается быть премьер-министром?

-У Саакашвили, как у президента, пока есть конкретные обязательства, и его усилия будут направлены в эту сторону. В Грузии крайне мало политиков, которые могут сравниться с президентом в активности. Он в хорошей политической форме. Он должен завершить президентский срок, и потом посмотрим, что и как будет.

-Он сам сказал, что хочет, чтобы и в будущем эта политическая команда была во главе управления, и идти с ними, но в какой форме, пока не знает.

-Миша Саакашвили не только президент, но и лидер политической партии, он потратил много энергии на создание этой сильной политической команды.

-Если он скажет, что хочет быть премьер-министром, это удивит вас?

-Пока ему, как президенту многое надо сделать. В конституции четко записано, как может стать человек премьер-министром.

-Да, записано, что сила, пришедшая в большинстве в парламентских выборах, выбирает премьера, однако если следующие выборы опять проведет ваша политическая сила с тем же избирательным кодексом, не приходится гадать, что вы пройдете на первое место, и премьером станет ваш кандидат.

-Как это, мы проведем по тому же избирательному закону?! Проведет центральная избирательная комиссия. В последних выборах позиция международных наблюдателей была позитивной, более того, проигравшие в выборах кандидаты поздравили победителя. Если спрашиваете, готовы ли мы к работе над избирательным кодексом, разумеется, готовы, однако в открытые двери вламываться никому не стоит. Еще летом председатель парламента сказал, что мы готовы работать в формате NDI. Потом некоторые наши оппоненты объявили недоверие NDI , и время было потеряно. Потом были какие-то ультиматумы, и т.д. Так над кодексом не работают. Мы готовы продолжить начатую работу над кодексом, и предусмотреть все замечания, которые были у международных организаций, и если нашим коллегам что-то не понятно, работать над этими вопросами, чтобы в кодексе не было белых пятен.

(…)

— Что скажете о народном собрании? Через месяц соберется много людей, и потребуют назначить досрочные президентские и парламентские выборы.

-Что значит много людей? 2 миллиона людей пришли на местные выборы, и выявили свою позицию. Если у нас претензия, быть правовой и развитой страной, то принятие такого решения происходит на выборах. В мае, на выборах Гиги Угулава получил 55%, нацдвижение-52%, а по всей Грузии- более 64%. Ни в одной стране не происходит так, чтобы кто заполнил филармонию, тот и победил в выборах.

-Было же так, что вышли на улицу, и победили во время революции 2003 года?

-Тогдашние власти грубо подтасовали выборы. Избиратель выступил с требованием, вернуть свои голоса. Если те люди, которые соберутся на народном собрании, скажут, что хотят ту власть, которую избрали на местных выборах, то мы ответим им, что у них именно та власть и есть.

-Если скажут, что хотят не эту, а другую власть?

— Путем смены власти являются только выборы.

-Не могу не спросить о «Грузинской партии», все лидеры которой, кроме Коки Гунцадзе, вышли из ваших недр.

-Их собрание не первое, и как видно, не последнее. Ведь и в прошлых выборах они были вместе?

-Ираклий Окруашвили сказал, что приедет, и посмотрит, сможет ли министерство внутренних дел превозмочь искушение арестовать его. Отсюда последовал ответ, что арестуют. Заявления Окруашвили в 2007 году чуть не сменили власти. Не приведет ли вновь к напряжению его приезд и арест?

-Тогда важным фактором был Бадри Патаркацишвили, и идеологом и организатором всего того, что происходило в Грузии, был он. Окруашвили был одним из игроков в той драме, которую начал Бадри, и к счастью, не смог успешно закончить. Сценарий был тот же, что и у русских- низложение власти.

Поделиться :