М. Вачагаев: Грузия поняла свою историческую миссию на Кавказе

Интервью с работающим во Франции доктором истории, аналитиком вашингтонского Джеймстаунского фонда, бывшим генеральным представителем Чеченской республики Ичкерия в России Маирбеком Вачагаевым.

— В Черкесске — столице Карачаево-Черкесии состоялся Чрезвычайный съезд черкесов, на котором была принята резолюция с требованием восстановить Черкесскую автономию в статусе республики в составе Российской Федерации. На съезде было также принято решение о создании межнациональной комиссии, которая будет заниматься вопросом восстановления автономии. Делегаты намерены направить письмо со своими требованиями президенту России Дмитрию Медведеву, премьеру Владимиру Путину и полпреду президента в Северо-Кавказском федеральном округе Александру Хлопонину. Как Вы оцениваете данную информацию и какова, по вашему, будет реакция на это у руководства России?

Я рад за черкесов, но у медведя просить мед — дело безнадежное. Это мед стоит самим добывать, а не ждать, что наевшись медведь сможет быть добрым и даст кое-что черкесам. На фоне укрупнения регионов, когда по всей стране объединяют республики, округа, я не вижу перспективы для восстановления черкесской автономии. Сам факт его воссоздания, безусловно, был бы актом исторической справедливости, но Кремль вряд ли пойдет на это. Возможны варианты, но это потребует уступок со стороны черкесской политической элиты…Время покажет, согласны ли будут лидеры Черкесии договориться с Москвой. С нашей стороны , я считаю, что мы все должны приветствовать данное решение, и всячески поддерживать, но не в угоду противостояния карачаевцам, а «братского развода», как это было сделано в 1992 году чеченцами и ингушами, когда ни с одной стороны не было никаких претензий и было решено все вопросы решать на уровне взаимного уважения.

— 20-21 марта в Тбилиси состоялась конференция по проблемам Кавказа. Как бы Вы оценили данную конференцию и активизацию официального Тбилиси в отношении Северного Кавказа?

Это была первая серьезная конференция с момента развала СССР по проблемам Северного Кавказа. На конференции кроме черкесов, были практически все народы региона, кроме балкарцев и карачаевцев. В том числе были и представители из Северной Осетии, Дагестана, Чечни, Ингушетии и Кабардино-Балкарии. Интересные доклады, прозвучавшие по вопросам Северного Кавказа, показали всем, и в первую очередь Грузии, что сами проблемы остались те же, что были в XIX и в XX веках. То есть, их решением никто не занимается. К сожалению, кроме самих организаторов Кавказского центра и Университета Илии Чавчавадзе, от грузинской стороны выступавших не было, что было, безусловно, отрицательным моментом. То есть получился монолог горцев Северного Кавказа, но никак не диалог с обеих сторон Главного Кавказского хребта. Именно это стоит учесть в последующей работе над этим проектом. А то, что продолжение будет, мало, кто сомневается, так как и сами организаторы, и участники выразили желание продолжить серию такого рода конференций по вопросам и проблемам горцев Северного Кавказа. То, что в Тбилиси поняли, что без Северного Кавказа нет Кавказа, это и есть главный итог конференции.

— После конференции черкесский народ обратился к парламенту Грузии с просьбой принятия резолюции о признании преступлений, совершенных Кремлем. По вашему, насколько своевременно признание геноцида со стороны Тбилиси?

После конференции не только черкесы, но и чеченцы обратились к Парламенту Грузии с просьбой признать геноцид, совершенный Россией в период колонизации. Более того, чеченцы обратились к членам Парламента Грузии с просьбой поддержать резолюцию Европарламента от 2004 года по признанию депортации чеченского народа актом геноцида. Также участники конференции от чеченцев (два десятка участников конференции) предложили Парламенту признать геноцидом действия российской армии в Чечне в двух войнах 1994-1996 и 1999 по настоящее время. Мы считаем, что если заявления российского государства о том, что события в Южной Осетии являются геноцидом правомерны, то вправе просить международное сообщество признать геноцидом то, что по масштабом превышает почти в 3000 раз совершенное Россией в Чечне. Говоря о Южной Осетии, Владимир Путин, видимо имел ввиду Чечню. Что касается того, насколько это своевременно – то, считаю, от того, что Грузия не признает, она ничего не выиграет, в том числе никаких дополнительных уступок не получит от России. Наоборот, признав геноцид северокавказских народов, Грузия тем самым займет свое достойное место не только в общекавказском масштабе, но и прочно войдет в мировое сообщество, как страна с которой необходимо будет считаться и на международной арене. Этот сильный ход способствовал бы появлении в регионе страны, которая считает себя ответственным за судьбы других народов населяющих Кавказ. Все разговоры, что признав геноцид северокавказцев, Грузия обязана будет признать и другие геноциды, это просто напросто бред вечно ноющих политиков, которые один раз обжегшиеся вечно дуют и на воду. От того, что Франция признала геноцид одного народа, никак не обязывает ее делать это по отношению ко всем другим.

— Президент России создал в виде Северного Кавказа восьмой федеральный округ. Как Вы думаете, для чего понадобилось это Москве и изменит ли новый округ ситуацию на Северном Кавказе?

Если бы реформация виртуально существующих федеральных округов как-то влияла на общую ситуацию в стране, то российское государство, давно, бы этим занималось бы. В данном случае, есть попытка отделить горцев Северного Кавказа от Черного моря. Ведь адыги (чуть больше ста тысяч человек), оторванные от своих родственных им черкесов и кабардинцев, не смогут никак изменить ситуацию в целом многомиллионном казачьем Южном федеральном округе. То есть, мы видим, как Россия продолжает свою политику «Кавказа без горцев».

-По мнению грузинских экспертов, после войны 2008 года Грузия потеряла свое значение в кавказском регионе. Это объясняют тем, что в регионе активизировались Армения и Турция. Разделяете ли вы подобное мнение, и какую роль, по вашей оценке, занимает Грузия в регионе?

Странно, кто это так считает? Кто эти эксперты? Они, что с луны свалились. Какое значение было у Грузии до войны 2008 года в регионе? О чем идет речь. Если уйти от территориальных потерь, о котором много сказано на всех уровнях, я считаю, что именно это трагедия стала тем, что позволило Грузии встать с колен. Она стала наконец-то государством. И не просто государством, а региональным лидером. В Тбилиси, наконец-то, поняли, что Кавказ — это не Грузия, Азербайджан, Армения и США. Но, это в первую очередь горцы Северного Кавказа. С того момента, как Грузия поняла, свою историческую миссию по отношению к народом Северного Кавказа, она стала победительницей. Она стала тем, кем должна была быть, то есть страной, которая чувствует свою историческую миссию на всем Кавказе. Все эти игры в кошки-мышки между Россией и США, заведомо были обречены. Никакие уступки Москва не понимает, ей нужно все или ничего. Половинчатым решением она никогда не удовлетворялась.

— Франция, с одной стороны продает России «опасный для Грузии вертолетоноец», а с другой стороны помогает Грузии в строительстве вооруженных сил. Вспомним хотя бы созданный с соучастием французской стороны военный центр горных стрелков в Сачхере. Как, по вашему мнению, эти два момента увязываются друг с другом?

У стран Европы и США нет друзей, а есть только интересы. Если вы или кто-то думает, что какая-то страна будет из-за Грузии не дружить с Москвой, то это глубокое заблуждение. Для Франции, важно продать хоть что-то, и если для этого им необходимо будет пожертвовать интересами Грузии, то можете быть уверены, они (то есть Франция) сделают это не колеблясь. Если Грузия решит купить этот вертолетоносец, то уверяю вас, если вы переплатите сто евро, то Франция плюнет на Кремль и продаст это вам. Даже не мечтайте, что за правоту вас будут постоянно поддерживать. Это не касается общественности, она всегда на стороне правды и свои симпатии из-за экономического кризиса не меняет. Видные интеллектуалы Франции протестовали против этой продажи, но у власти — политики, а не интеллектуалы. Даже когда США начали возмущаться перспективой продажи Мистраль, то французы мило предложили им купить у них его вместо России. То есть, принцип реал-политик является главенствующим.

-В экспертных кругах, и не только в Грузии, многие считают, что имевшие место в последнее время в регионе явления- выборы в Украине, переворот в Киргизии, трагедия в Польше, являются определенным реваншем со стороны России. Кроме того, президент России Медведев во время визита в Аргентину открыто заявил, что Россия вернулась в Латинскую Америку, а кому это не нравиться, его проблема…Как вы проанализировали бы эти явления?

А вы, что надеялись, что все будет вокруг рушится, а Россия будет на это смотреть? Как только в США отошли от политики перетягивания бывших стран СССР на свою сторону, так сразу Москва начала обратный процесс. Это нормальное явление. Так должно поступать государство. Не обеспечив вокруг себя пояс стабильно зависящих от нее стран, России грозит самоуничтожение. Вот она и действует, порой очень грубо, но очень правильно в целях своих интересов. Другое дело, что делают ЕС , США и другие страны , чтобы противиться данной политике ? Ничего! Десять лет Украина стучала в в дверь Европы. Жирненькие дядьки и толстые бабы из ЕС думали иначе, они хотели, чтобы Украина сама все сделала, а мы, мол потом быть может вам и приоткроем свою дверь. В итоге получили то, что должно было, случится по логике вещей. Следующей будет Молдова, если и с ней будут вести торг при наглухо закрытой двери. На все постсоветские республики Качиньских не хватит.

— Напоследок, каким Вы видите Северный Кавказ через 3-5-лет?

Я думаю, мало, что изменится в ближайшем будущем для Северного Кавказа. Я не вижу никаких предпосылок для кардинального изменения ситуации в ближайшем. Если, что-то и произойдет, то это исключительно по двум моментам: по линии вооруженного сопротивления, которое из года в год расширяет свое присутствие в этом регионе. И второе — если Грузия продолжит свою историческую миссию, и будет смотреть, что лучше для горцев, а не что лучше для Москвы, тогда у нас будет еще перспектива на изменения в нашем кавказском регионе.

Поделиться :