Лидер политической партии «Зеленые Грузии» Георгий Гачечиладзе считает, что личность Саакашвили вполне приемлема для Москвы, поскольку своими действиями он способствует реализации интересов России не только в Грузии, но на всем Южном Кавказе. В интервью изданию он заявил, что, несмотря на отсутствие дипломатических отношений, между Москвой и Тбилиси поддерживаются тайные контакты.
«Ахали таоба»: — Появились ли в последнее время признаки того, что власти Грузии и России пытаются урегулировать взаимоотношения?
Г. Г.: — Наблюдающиеся в последний период процессы указывают на то, что между властями России и Грузии существуют тайные контакты. Хотя это не новость, еще в январе этого года стало известно, что грузинская сторона вела переговоры о передаче в управление российской стороне Ингури ГЭС. Когда поднялся шум, наши власти стали оправдываться.
«Ахали таоба»: — Представители официальной Москвы заявили, что, мол, Грузия просит нас об урегулировании отношений…
Г. Г.: — Официальные заявления ничего не значат. Главное, что какие-то тайные отношения поддерживаются, несмотря на ту риторику, которая исходит от властей России и Грузии.
Для России Саакашвили является вполне приемлемым президентом, и объяснить это совсем нетрудно. Все интересы России в Грузии были реализованы благодаря Саакашвили. В 2004 году, когда они (команда Саакашвили – ПП) пришли к власти, они тотчас испортили отношения с Цхинвали, на урегулирование которых понадобилось 12 лет. В 2003 году мы уже свободно ездили в Цхинвали, оттуда тоже приезжали в Тбилиси, регулярно ходил транспорт, поддерживались нормальные отношения, что, естественно, не отвечало интересам Москвы. Эти урегулированные отношения с Цхинвали погубила затеянная в 2004 году авантюра Саакашвили.
«Ахали таоба»: — Какими могли быть эти отношения в случае отсутствия этой «авантюры»?
Г. Г.: — По имеющейся у нас информации, к 2013 году должен был быть решен вопрос восстановления территориальной целостности Грузии, но в какой именно форме, нам неизвестно. Например, существует Сочинское соглашение между Шеварднадзе и Путиным, хотя нам известно лишь краткое содержание этого документа. Неизвестно, где хранится его текст, он должен быть в государственной канцелярии, но он почему-то засекречен.
«Ахали таоба»: — А как предполагалось восстановить территориальную целостность Грузии?
Г. Г.: — Вопрос Цхинвали практически был решен, а в Очамчирском и Гальском районах Абхазии планировалось создать совместные абхазско-грузинские администрации. Таким путем предполагалось сделать первые шаги на пути восстановления территориальной целостности страны. Проблема возвращения беженцев в эти два района фактически была решена. У меня нет текста Сочинского соглашения, но как указывают разные источники, там имеются такие пункты.
«Ахали таоба»: — Может, в этом соглашении были и секретные пункты?
Г. Г.: — Закон запрещает внесение таких пунктов в международные договоры. Так не бывает, что кто-то захотел оформить договор, а страна ничего не знает об этом. А авантюра 2004 года, связанная с Цхинвали, была направлена на срыв этого процесса. Думаю, Саакашвили и его окружение знали об этом соглашении, поскольку тогда он был в активной политике, а (эту) информацию никто не скрывал. Полное содержание текста этого документа неизвестно, хотя все знали, что какое-то соглашение было достигнуто.
«Ахали таоба»: — Они сознательно осуществили новую эскалацию конфликта в Цхинвали?
Г. Г.: — Да, сознательно вернули фактически урегулированную проблему к военному положению 90-х годов, но события на этом не кончились. В 2005 году власти Грузии внесли изменения в три закона, которые, на первый взгляд, никак не связаны с политикой. Это был санитарный кодекс, законы о ветеринарии и защите растений. Вроде бы, в этом ничего особенного нет, но главное то, что внесенными изменениями был отменен всякий санитарный, фитосанитарный и ветеринарный контроль над ввозимой и вывозимой продукцией. Этим Россия фактически получила повод для того, чтобы закрыть свой рынок для нашей сельскохозяйственной продукции.
Когда парламент принял эти законы, я предупредил, что наша продукция лишится доступа на международные рынки, поскольку в мире нет такого государства, которое не контролировало бы ввозимую и вывозимую продукцию. И, действительно, после принятия этого решения российская сторона остановила в Ларсе трайлеры, груженные разной сельскохозяйственной продукцией. Они простояли там, пока весь их груз не пришел в негодность. А российская сторона потребовала предоставить фитосанитарные сертификаты, но их не могли дать, поскольку соответствующих служб уже не существовало. Потом Москва заявила, что грузинская продукция никак не контролируется и, мол, поэтому мы закрываем границу. Это, конечно, был формальный повод, которым Москва не преминула воспользоваться.
Власти Грузии не могли не знать о последствиях упразднения санитарного, фитосанитарного и ветеринарного контроля на границах. Кстати, такие претензии были предъявлены и Молдавии, где контроль не отменяли, но российская сторона заявила, что фитосанитарный контроль на молдавской границе очень слаб, и поэтому она закрывает для нее свою границу. Там тоже в основе спора лежали политические причины. Поэтому Молдавия подняла шум на международном уровне. Власти же Грузии сами дали Москве карты в руки, а она запретила ввоз грузинской сельскохозяйственной продукции. Следствием этого стала полная деградация нашего аграрного сектора, поскольку Грузия лишилась российского рынка, куда поступала основная часть ее сельскохозяйственной продукции. Тем не менее, несмотря на напряженность в двусторонних отношениях, Россия завладела почти всеми стратегическими объектами в Грузии. Это более чем странно.
«Ахали таоба»: — Документ об Ингури ГЭС тоже засекречен?
Г. Г. – Это тоже делается с нарушением закона. В цивилизованной стране секретные переговоры о передаче крупнейшей гидроэлектростанции государству, с которым находишься в состоянии войны, относятся к категории государственного преступления. Если бы наш парламент был на высоте, за это президенту устроили бы импичмент. С помощью Саакашвили русские выполнили одну из своих задач – они полностью захватили экономику Грузии. Кроме этого, Москве нужно было усилить свои позиции в Закавказском регионе. Путин сумел вернуть на территорию Грузии военные базы, которые в свое время были выведены отсюда. Таким образом, Россия смогла решить в Грузии две задачи – военную и экономическую. В этом ей помогла именно наша нынешняя власть.




