Железная дорога Баку-Тбилиси-Карс (БТК) считается гораздо более выгодной для перевозки грузов, чем традиционный морской транспорт, хотя железная дорога Баку-Тбилиси-Карс все еще работает в тестовом режиме и, по оценке экспертов, что снижает выгоду этого коридора, а Грузия тем самым теряет доход.
Генеральный директор «Грузинской железной дороги», контрактор, ссылаясь на информацию компании, заявляет, что железная дорога Баку-Тбилиси-Карс будет введена в эксплуатацию в конце 2022 года. В настоящее время по БТК в тестовом режиме проходят только грузовые перевозки. По словам Давида Перадзе, перевозить пассажиров по данной магистрали можно будет только после завершения строительства и получения сертификатов всех стандартов на железнодорожный состав.
Сейчас по коридору БТК запрещена перевозка содержащих риск грузов, например, нефтепродуктов. По железной дороге Баку-Тбилиси-Карс осуществляется перевозка только контейнерных и сыпучих грузов. Несмотря на функционирование в тестовом режиме, грузоперевозки по магистрали увеличиваются. В 2017 году по коридору БТК было перевезено 2,5 тыс. тонн грузов, а в 2020 году — 252 тыс. тонн.
«Если мы сравним 2020 год с 2019 годом, было увеличение на 116%, и к концу года мы планируем удвоить грузооборот», — заявил Давид Перадзе и добавил, что по оценкам «Грузинской железной дороги», к концу года в этом железнодорожном коридоре грузооборот удвоится. По его словам, существует большой интерес к железнодорожной линии для перевозки грузов из Средней Азии в Турцию, а также из России в Турцию и Средиземного моря — Африки. Большой спрос на грузы из Турции в Китай и Россию.
По информации Перадзе, «Грузинская железная дорога» завершила 2020 год с ростом грузоперевозок на 2% (перевезено грузов больше на 11 млн. тонн).
„»Грузинская железная дорога» рассчитывает сохранить тенденцию увеличения грузооборота в 2021 году. По оценке Перадзе, рост составит с 11 млн. до 11,5 млн. тонн грузов, в пределах 3-4%.
По словам генерального директора «Грузинской железной дороги», для успешного функционирования «Грузинской железной дороги» необходима активность всех стран-участниц коридора.
«Мы находимся в середине коридора, очень маленькая железная дорога, маленькая страна. Наше усиление, например, добавление нового локомотива или упрощение процессов, не создаст погоды в этом коридоре. Это должен быть синхронизированный процесс. Сложно из маленькой компании «налаживать» процессы в больших компаниях», — отметил Давид Перадзе.