Президент Саломе Зурабишвили не наложила вето на закон об упразднении Службы государственного инспектора. Об этом она заявила сегодня, 13 января.
Netgazeti предлагает полный перевод её заявления:
«Сегодня я подписала поправки к закону о Службе государственного инспектора, которые предусматривают упразднение этого ведомства и создание на ее месте новых структур. Относительно таких структурных изменений были и остаются разные взгляды, хотя само по себе это решение не содержит категорических юридических противоречий. Упразднение Службы и создание новых структур сами по себе не дают основания для мотивированных замечаний правового характера со стороны президента.
Однако я считаю неприемлемым принимать столь важный закон в ускоренном порядке, без каких-либо консультаций и должного обсуждения. Тем более, что необходимость его принятия в ускоренном порядке ничем не обосновывалась.
Недопустимо, чтобы в стране, стремящейся к укреплению демократии, ключевому вопросу, такому как защита персональных данных, не уделялось достаточно времени и места для обсуждения.
Это очень плохой прецедент, когда руководитель независимой службы, человек, избранный сроком на 6 лет, увольняется без предварительного предупреждения и аргументированного замечания о его профессиональной деятельности. Тем более, что укрепление независимости и неприкосновенности должностных лиц остается одной из самых больших задач для нашей страны.
В результате законодательных изменений сложилась несправедливая ситуация, которую я разделяю и выражаю свое негативное отношение. Надеюсь, что будет найдено решение, позволяющее главе Службы в одной из вновь созданных служб продолжить свою деятельность со всеми гарантиями независимости.
Что касается второго, Органического закона об общих судах, поправки к которому я сегодня тоже подписала, то надо сказать, что эти законодательные изменения также вызывают некоторые вопросы. Однако, я считаю недостаточными основания для правомерных замечаний по поводу этих изменений. Тем не менее и в этом случае возникает вопрос, можно ли посредством этих изменений повысить степень независимости судей. Например, переизбрание/назначение членов Высшего совета юстиции второй раз подряд ставит вопрос о том, повысит ли это степень самостоятельности членов Совета или поможет процессу кадрового обновления. Аналогичные вопросы возникают и в отношении других изменений. Однако президент не сможет принять решение, основанное на сомнениях.
Я хочу предупредить законодателей о рисках новой версии закона и напомнить им, что независимость и беспристрастность судей являются краеугольным камнем нашей демократии», — заявила президент