Главу чеченского отделения правозащитного центра «Мемориал» Оюба Титиева не доставили в Верховный суд Чечни на рассмотрение жалобы защиты на его заключение под стражу по делу о хранении наркотиков. В связи с отсутствием обвиняемого рассмотрение жалобы было перенесено, сообщил один из руководителей «Мемориала» Олег Орлов.
«Оюба в суд не доставили», — рассказал он телеканалу «Дождь». Правозащитник добавил, что причина отсутствия Титиева «неизвестна ни его адвокату Петру Заикину, ни прокурору», ни судье.
По мнению правозащитников, Титиева могли вывезти в Курчалой для проведения с ним неких следственных действий. 23 января об этом предупредил следователь. Он сообщил, что следственные действия назначены на 24 января.
В это время Заикин находился по семейным обстоятельствам в Нижнем Новгороде и не мог быстро вернуться в Чечню. При этом второй адвокат Титиева — местный житель — 24 января был вынужден срочно покинуть территорию Чечни. Причины столь поспешного отъезда в «Мемориале» не объяснили. При этом в организации выразили тревогу в связи с тем, что на время следственных действий Титиев остался без помощи адвоката.
В ПЦ опасаются, что в отсутствие адвоката на Титиева могут оказать давление, чтобы он написал признательные показания. Его также могут вынудить принять услуги адвоката по назначению, который фактически не будет его защищать.
Имени второго адвоката в «Мемориале» не называют, однако из материалов на сайте организации следует, что у Оюба Титиева был адвокат из Грозного по имени Султан Тельхигов.
Напомним, Оюб Титиев был задержан 9 января неподалеку от Грозного. Местные силовики заявили, что в автомобиле правозащитника было найдено 180 граммов марихуаны.
Сам Титиев настаивает на том, что наркотики ему подбросили полицейские. Следственный комитет РФ проводить проверку в связи с неправомерными действиями полицейских отказался.
Суд арестовал правозащитника на два месяца — до 9 марта.
17 января произошел пожар в ингушском офисе «Мемориала» в Назрани. По факту поджога возбудили уголовное дело по ст. 167 УК РФ (умышленные уничтожение или повреждение имущества).
Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова назвала этот инцидент «совершенно беспрецедентным» и призвала сделать все возможное, чтобы найти виновных.