Арешидзе: Риск терактов с участием жителей оккупированных территорий довольно высокий

Об осуществленных российскими спецслужбами на территории Грузии терактах с использованием проживающих в оккупированной зоне людей, об обстановке в оккупированных зонах, и вероятности повторения терактов «Интерпрессньюс» беседовал с конфликтологом Мамукой Арешидзе.

-Батоно Мамука, как бы вы оценили теракты, осуществленные российскими спецслужбами с участием жителей Гальского района, и обстановку в Гальском районе оккупированной Абхазии?

Исторически известно, что оккупационные власти используют местное население для выполнения конкретных диверсионных заданий. Вербуют местное население разными методами, шантажом и угрозой. Такое не новость, и в нашей новейшей истории тоже довольно много фактов этого. Жители Цхинвальского района в 2005-2006 годах взорвали линии электропередачи высокого напряжения в Горийском районе. Кроме того, что это подтвержденный факт, то, что оккупационный режим ведет себя именно так, доказывает и история второй мировой войны.

С учетом того, что существуют такой опыт, и логика поведения оккупанта, было возможно предположить проведение терактов с участием проживающих на оккупированных территориях людей. На территории Абхазии, по моей версии, в селе Илори Очамчирского района, существует центр, который проводит в местном населении идеологически-диверсионную деятельность. Задача подобной деятельности, отдаление проживающего в Гальском районе населения от грузинского этноса, и содействие т.н. процессу мегрелизации. Видимо, эта деятельность имеет определенные результаты. Часть населения Гальского района часто не идентифицирует себя с Грузией.

Возникает вопрос, почему осуществленные теракты не имели высокого эффекта, т.е., почему за этими терактами не последовали многочисленные жертвы. С этой точки зрения возможны несколько версий. Первая: исполнители были непрофессионалами, и поэтому не смогли все сделать так, как предполагал заказчик. Хороший пример того- случай Чаладиди, где бомба просто не взорвалась. Вторая версия может быть такой: это был предупредительный взрыв, который должен был показать, что российские спецслужбы могут свободно работать на территории Грузии. Они могут с помощью терактов вызвать негодование общества, и обострение страха в стране. Организованный у офиса «Лейбористской партии» взрыв был рассчитан на то, что лидеры партии обвинят в происшедшем властей. Третья версия такая: не исключается, что задержанная группа была пробной. Спецслужбы часто используют такую практику. Активность такой группы становится способом проверки готовности и эффективности спецслужб противника. Проще говоря — провалилась бы эта группа, или нет, и в случае, если расшифруется, по какому методу.

-Учитывая, что в Гальском районе проживают многие граждане, можно ли ожидать повтора террористических актов?

Вероятность осуществления терактов с участием жителей оккупированных территории достаточно высокая. Не стоит забывать, что такого типа взрывы в Грузии происходили в начале 90-х годов. Помните, наверное, что в результате взрыва пассажирского поезда потеряла ноги девочка. С учетом того, что оружием оккупантов является борьба как раз такими методами, можно еще предположить взрывы на подобии уже выявленных терактов.

Мы часто говорим о той опасности, которая связана с открытием КПП Ларси. Опасность, разумеется, существует, однако я также часто говорил, что проникнуть с оккупированных территорий, особенно из Цхинвальского региона, на остальную территорию Грузии не представляет трудность, и если кто-то решит это сделать, к сожалению, у него особые проблемы не возникнут. Тем более, если это этнический грузин.

-Что Россия пытается продемонстрировать, и чего она добивается?

С одной стороны, продемонстрировать, что она может организовать теракт на любой территории Грузии, и напомнить о своей силе властям Грузии. Напугать общество, и внедрить синдром незащищенности, и антиправительственные настроения. Кроме того, не исключено, что русская сторона хочет убедить весь остальной мир в том, что Грузия нестабильная страна, и не стоит вкладывать инвестиции в эту страну. В мире, и в том числе, в спокойной на первый взгляд Европе происходит столько такого рода взрывов, что нестабильностью Грузия не удивит никого, однако, инвестора действительно может спугнуть. Российская сторона желает решить много задач в отношении Грузии, однако насколько она может осуществить стоящие перед ней цели, это иная тема. Но то, что такого типа взрывы могут спугнуть инвесторов и туристов, или вызвать раздражение в такой категории людей, это факт. Никто не спорит, что осуществленный у американского посольства теракт был четким посланием российской стороны нашим западным союзникам.

-В ситуации, когда существуют множество опасностей, что должны делать грузинские власти?

Призывать власти, быть более бдительными, не нужно. Даже в таком консолидированном в высшей степени обществе, как Израиль, происходят такого типа теракты. Теракты являются страшным недугом XX-XXI века. Предотвратить их крайне трудно. Практически не существует рецепта их предотвращения. Единственное, что мы можем сделать, власти должны удвоить внимание в прилегающих к конфликтным зонам территориях, и общество тоже должно быть мобилизовано. Когда в таком деле включены этнические грузины, предотвратить теракты предельно сложно.

Поделиться :