Интервью с экспертом в вопросах Кавказа, Мамукой Арешидзе.
-Батоно Мамука, как бы Вы оценили «Представительское народное собрание», которое состоялось перед парламентом Грузии 25 ноября?
Руководители «Представительского народного собрания» заявляли, что у них рассчитаны все варианты развития событий, однако, оказалось не так. Как выяснилось, они не рассчитали, как действовать в случае, если народ не явится на собрание. Социальное положение в стране весьма сложное. На днях в Тбилиси подорожали транспорт и вода, и реагирование на это происходит всего лишь на уровне кухни. Это свидетельствует о том, что народ крайне подавлен, устал, его не интересует даже собственная судьба, и думает лишь о том, что поесть. В такой ситуации то количество митингующих, которое пришло на собрание, не должно было удивить.
-В «Представительском народном собрании», наряду с другими, есть и достаточно опытные в политике люди. Первым делом, имею в виду бывшего председателя парламента, Нино Бурджанадзе. Как Вы полагаете, почему опытные политики допускают одни и те же ошибки?
Трудно сказать. К сожалению, мы в Грузии привыкли к тому, что политическим процессом должен править всеобщий лидер. Грузинское общество никак не сумело сориентироваться на программу завтрашнего дня, и, к сожалению, по сегодняшний день сфокусировано на лидеров, а из действующего политического спектра ни один не смог примерить на себя мантию харизматического лидера.
-Если взглянуть на идеи собрания, одним из них является всеобщее неповиновение. Насколько приемлема, на ваш взгляд, эта идея для находящегося в социально сложном положении общества?
Часто общество не может осмыслить, что созидателем настолько тяжелого положения целиком являются власти. Частично причиной этого является весьма правильно выстроенное властью собственное PR, и то, что многое сваливается на внешние силы, в частности, на Россию. Часто даже территориальный развал Грузии такая PR -тема, которая помогает властям в объяснении социальной несправедливости. Власти по сегодняшний день простейшим образом манипулируют общественным мнением.
— Недовольства, высказанные со стороны собравшегося на Руставели народа в адрес лидеров » Представительского народного собрания», лидеры парировали ответными обвинениями. Не создается ли впечатление, что высказанное оппозицией в адрес народа недовольство положительно отразиться опять же на рейтинг властей?
Не так просто обстоят дела в обществе, как это представляется властям. Они в социальной сфере должны провести предельно важные и серьезные реформы. Заявления о том, что на эти реформы «нет денег», не соответствуют истине. Власти Грузии создали достаточно внушительную социальную базу для того, чтобы положение с этой точки зрения изменилось.
Относительно того, как на рейтинг властей отразятся высказанные оппозицией в адрес народа претензии, власти и без того достаточно сильные, таким образом, главное, чтоб они прислушались к нуждам народа. В руках властей, превратить народ или в общество, или в толпу. Пока правящая сила работает преимущественно во втором направлении. Когда беженка Нана Пипия в знак протеста совершила акт самосожжения, у общества на это не было реакции, и это просто стыд.
-Президент Грузии озвучил одностороннюю инициативу о неприменении силы. Часть грузинских экспертов оценивает эту инициативу грузинских властей, как отступление. Также, этому заявлению Саакашвили дали оценку действия, соответственного политике «перезагрузки» новой американской администрации. Как Вы оцениваете данную инициативу, и что дает она как с точки зрения непосредственно урегулирования конфликтов, так и с международной точки зрения?
Эту инициативу Саакашвили никак нельзя оценивать, как отступление. Наоборот, для меня этот шаг властей является весьма интересным маневром. Должен сказать, что в формате женевских переговоров Россия выступила с инициативой, «если не оформите отдельные договора с Абхазией и т.н. Южной Осетией, то сделайте хотя бы то, чтобы документ о неприменении силы был создан при ООН». Грузинская сторона абсолютно правильно, и с похвальной скоростью подхватила это предложение. Что касается соответственного политике «перезагрузки» действия, я частично согласен с вами, так как в процессе этой «перезагрузки» политические акценты распределяются по иному. Явно видно, что Запад активно поддерживает Медведева, и это решение, разумеется, внесло определенные коррективы и в действия грузинских властей. Однако, полагаю, все же главное, что власти Грузии правильно использовали «брошенную Россией фразу». Именно поэтому у России достаточно мягкая позиция в связи с этой инициативой, и скромно требует юридического оформления документа. В Сухуми и Цхинвали очень раздражены, но даже Максим Гвинджия был вынужден признать, что на женевских переговорах такая инициатива на самом деле была озвучена. Исходя из этого, и позиция Сухуми в связи с инициативой Саакашвили тоже сдержанная.
-Однако, в ответном официальном документе Министерства иностранных дел России говорится, что «Москва не верит словам Саакашвили»…
Если присмотреться, в распространенном Министерством иностранных дел России заявлении акцент делается на то, что они не верят словам Саакашвили. Это означает, что Россия ждет документа, пусть даже при том же ООН. И вообще, МИД России в последнее время, наверное, исходя из возраста Лаврова, часто фиксирует взаимоисключающие позиции. Это превратило официальную Москву темой шуток даже в кругу приближенных к Кремлю журналистов. Следовательно, распространенному Министерством иностранных дел России заявлению не стоит особо придавать значение. Тут важнее то, что заявление Саакашвили приветствовало международное сообщество, и теперь уже ждет от Грузии подтверждающего эти слова документа.
-Во время выступления в Европарламенте Саакашвили выразил готовность к встрече с русским коллегой. Позднее Европарламент выразил готовность, взять роль посредника между Россией и Грузией. Насколько реально, что Москва пойдет на диалог, и насколько эффективным может быть роль европейских структур в данном процессе?
Включение Евроструктур в этот процесс очень важно, и необходимо, однако, не думаю, что в списке возможных посредников Евросоюз будет первый, так как это не та организация, которая может сыграть особую роль в ситуациях такого типа. Касательно ООН, и Соединенных Штатов Америки, они, несомненно, могут сыграть серьезную роль, и если присмотреться, этот процесс, правда, в кулуарной форме, но уже начался. Я всегда говорил, что необходимо пусть даже кулуарно начать переговоры.
-Раз уж вы коснулись кулуарных переговоров, несколькими неделями ранее распространилась информация, что президент Грузии встретился в Лондоне с членом ближайшего окружения Медведева, Анисимовым. Какая у Вас информация в связи с этим?
Да, по имеющейся у меня информации, эта встреча действительно состоялась. Анисимов является ближайшим другом семьи Медведева, и одним из влиятельнейших членов финансовой группы. Вместе с тем, Анисимов связан с финансовой системой Патаркацишвили. Насколько мне известно, он владелец активов одной из инвестиционных компаний, «Селфорд», который в свое время основал Патаркацишвили. Эта встреча, разумеется, не случайная, и я уверен, что состоялась она не без одобрения Медведева. Хочу подчеркнуть следующее: в некоторых случаях в России есть позиции, как Медведева, так и Путина. Сегодня для Медведева чрезвычайно важна поддержка Запада к президентскому марафону. Запад, со своей стороны, практически открыто демонстрирует эту поддержку. Медведев в некоторых случаях идет на такие шаги, которые для многих в Москве неприемлемы. Исходя из этого, полагаю, процесс, начатый кулуарно, будет продолжен, и в будущем еще больше углубится, и это является заслугой Запада, а не грузинских или российских политиков.
-Администрация президента Грузии опровергла факт данной встречи…
Дело в том, что и в России, и на Западе многие силы заинтересованы, чтобы подобного типа встречи проходили кулуарно. Если встреча не состоялась, и информация о ней все равно распространилась, это знак того, что идет подготовка к встрече в будущем. Я убежден, что подобного рода встреча непременно состоится, поскольку есть огромное желание этого, и первым делом — на Западе.
-Согласно информации МИД Грузии, Евросоюз принял заявление, в котором два региона Грузии — Абхазия и т.н. Южная Осетия- упомянуты, как оккупированные. Насколько это важно для страны?
Подобные заявления, и тем более, документы, разумеется, чрезвычайно значительны, так как они создают на Западе общественное мнение, а оно со своей стороны, часто выполняет решающую роль во внешней политике той или иной европейской страны. Тем более важно, объявить это с трибун столь высоко ранга. Ведь Евросоюз определяет политику не только отдельных стран, а западной цивилизации в целом!
-В рамках саммита НАТО состоялась встреча президентов США и Грузии. Какие вопросы, по вашей информации, обсудили лидеры, и коснулся ли разговор вступления России в ВТО?
Вовсе не исключено, что этот вопрос действительно обсуждался в ходе встречи Саакашвили- Обама, однако та главная основа, ради которой Обама встретился с Саакашвили, участие грузинских военных в операции в Афганистане.
Явно видно, что Грузия, не являющаяся членом НАТО, активно участвует в операциях Альянса, и на третьем месте по числу солдат после контингента США и Великобритании, а это ставит в неудобное положение определенных стран-членов НАТО. Помимо этого, как известно, у Грузии есть потери в виде погибших и раненных в афганских операциях. Визит Мишель Обамы в Германии, правда, преследовал целью посещение раненных в Афганистане в общих чертах, но она подчеркнуто отметила, что посетила грузинских солдат. Таким образом, на данной встрече основное внимание было уделено афганскому вопросу. Возможно, были затронуты и другие вопросы, однако, это не тот формат, где могли детально обсуждаться остальные вопросы.
-Недавно США призвали власти Грузии к поиску «креативных» решений в связи с вопросом вступления России в ВТО. По вашей информации, подготовлены ли у грузинской стороны новые предложения к России в данном вопросе?
Могу сказать, что грузинские власти серьезно готовятся к этому шагу. На данном этапе не могу сказать, о каких формах, и насколько результативных решениях идет речь, но знаю точно, что обсуждение идет как раз о принятии креативных решений.
-И, в общих чертах, какие «креативные» решения можно найти в этом направлении?
Факт, что Грузия ничего не должна уступать, напротив, должна уступить Россия, для того, чтобы получить согласие Тбилиси. Разумеется, я не считаю, что восстановить
территориальную целостность Грузии можно за один день, и только после этого должна дать Грузия добро России на членство ВТО. Однако, знаю, что те, кому в России вверены вопросы вступления в ВТО, в раздумье: они получили поручение от власти, урегулировать вопрос вступления России в ВТО до 2011 года, а грузинские власти не меняют позиций. На этом фоне предельно интересная позиция у Запада: правда, она призвала Грузию к «креативным решениям», однако с этой точки зрения не производит особо значительного давления на Тбилиси, и в России это видят.





