Правозащитная организация Ad Rem опубликовала доклад о проблеме эвакуации жертв домашнего насилия. Исследование проводилось на примере трех республик Северного Кавказа — Дагестана, Ингушетии и Чечни. Это первое в России исследование с целью определить, что такое эвакуация пострадавших в контексте домашнего насилия, проанализировать причины и риски, а также определить факторы успешной эвакуации.
Под эвакуацией правозащитники понимают организованное перемещение человека, находящегося в ситуации насилия, в безопасные места, чтобы сохранить его жизнь и здоровье, обеспечить возможность защитить свои права и нормализовать общие условия жизни.
Особенности региона
Ситуация с домашним насилием, неблагополучная в России в целом, на Северном Кавказе осложняется дополнительными факторами. Автономность женщины существенно ниже, чем мужчины. К ее поведению предъявляются жесткие требования, поскольку несоблюдение ею принятых моральных норм может «опозорить» семью в глазах общества.
Для женщин действуют ограничения в стиле одежды, запрет на посещение определенных мест, общение с мужчинами. В некоторых семьях девочкам и женщинам может быть запрещено учиться, работать или путешествовать. В Чечне и Ингушетии действует строгая эндогамия, то есть запрет на брак с мужчиной другой национальности. Также по местным традициям в случае развода дети должны остаться в семье отца, что заставляет женщин терпеть домашнее насилие, поскольку они боятся потерять детей.
В Чечне, Ингушетии и Дагестане практикуются «убийства чести», когда родственники-мужчины убивают женщину за «аморальное» поведение. Основанием для подобного убийства могут послужить не только конкретные поступки (например, внебрачная связь), но и слухи. Правоохранительные органы почти не расследуют подобные преступления, они считаются внутренним делом семьи. Власти республик, особенно Чечни, не осуждают и даже поддерживают подобное насилие в отношении женщин.
Кто обращается за помощью
Чаще всего с просьбой об эвакуации к правозащитникам обращаются молодые женщины в возрасте 18–30 лет, замужние и незамужние, с детьми или без. Это женщины, которые долгое время подвергаются насилию со стороны родственников-мужчин (мужа, отца, братьев) и не могут защититься самостоятельно, поскольку насилие исходит от людей, которые, согласно традициям, несут за них ответственность и должны их защищать.
Если физическое насилие еще может осуждаться, так как становится видимым для родственников и соседей, то сексуализированное насилие остается нормализированным и оправдывается «супружескими обязанностями». Психологическое же или экономическое насилие в таких семьях воспринимается как норма, а в некоторых случаях даже приветствуется как фактор контроля и корректировки поведения.
Наиболее сложными считаются случаи, когда нужно эвакуировать женщину с несовершеннолетними детьми либо негетеросексуальную женщину. Самым опасным для своей работы регионом правозащитники называют Чечню.
Виды эвакуации
В зависимости от обстоятельств жертву насилия могут вывезти в другой город в пределах региона либо в Россию за пределы Северного Кавказа. Если существует высокий риск убийства, организуется переезд в другую страну, где можно рассчитывать на защиту местных властей.
В настоящий момент никакую точку в России нельзя считать безопасной для женщины, которая подвергается насилию со стороны, например, сотрудника полиции или иного человека, имеющего доступ к ресурсам силовых структур.
Эвакуация может быть срочной или отложенной.
Срочная. Выезд женщины в течение 24 часов из дома, квартиры, села или города, где совершается насилие.
Отложенная. Продолжительная подготовка к побегу, включающая составление плана, привлечение юристов и психологов, поиск работы, сбор документов, приготовление тайника с одеждой для побега.
Причины обращения за помощью
Физическое насилие, систематические побои.
Разлука матери с детьми, запрет на встречи с ними со стороны супруга или его родственников.
Риск убийства женщины по мотивам «чести».
Психологическое насилие, систематические оскорбления, унижения, шантаж со стороны родственников.
Насильственные псевдорелигиозные практики. Например, ритуал «изгнания джиннов», который прошедшие через него женщины сравнивают с пытками.
Преследование со стороны представителей силовых структур. Чаще всего им подвергаются правозащитницы, активистки, журналистки и представители ЛГБТ.
Преследование со стороны третьих лиц. Иногда посторонние люди, считающие себя поборниками морали, могут преследовать и травить женщин, не являющихся их родственницами, распространять про них порочащие слухи и шантажировать личной информацией.
Принудительное психиатрическое лечение.
Сексуальное насилие вне брака. Женщины и девочки, подвергшиеся изнасилованию, в том числе со стороны родственников, вынуждены молчать, так как с большой вероятностью вина за произошедшее будет возложена на них, а не на насильника.
Принудительный брак.
В докладе подчеркивается, что к эвакуации прибегают в крайних случаях, когда другие способы улучшения ситуации исчерпаны, и только в случае с совершеннолетними. Важным фактором является также решимость женщины бежать и наличие у нее плана дальнейшей жизни. Задача правозащитников — помощь женщине, которая твердо решила сбежать, но ей не хватает собственных ресурсов.
Под альтернативными формами помощи подразумеваются постепенная эмансипация через получение образования и поиск работы, самостоятельный переезд в другой город, привлечение авторитетных лиц для решения конфликта, юридическая и психологическая помощь.
Риски
Основные факторы, мешающие успешной эвакуации, следующие.
Неверная информация, предоставленная женщиной, нарушение ею правил безопасности, в том числе электронные следы.
Нестабильное психологическое состояние женщины.
Уголовное/административное преследование.
Наличие у семьи связей в силовых или криминальных структурах.
Непрофессиональные действия активистов, которые пытаются организовать эвакуацию, не имея соответствующих ресурсов и опыта.
В исследовании принимали участие 33 человека, в том числе волонтеры, эксперты (юристы, психологи) и 12 женщин, переживших домашнее насилие и эвакуацию. Доклад содержит список рекомендаций для специалистов и активистов, которые занимаются эвакуациями и другими видами помощи жертвам домашнего насилия.