Черкесские власти и «черкесский вопрос»

44-летний глава республики Мурат Кумпилов был утвержден в своей должности в сентябре текущего года. Многие черкесские активисты отмечают, что новый глава республики делает обнадеживающие заявления, но конкретных дел пока не видно.

Член Совета общественной организации Адыгэ Хасэ Асфар Мысс отметил в беседе с «Кавказ.Реалии», что его коллеги встречались с главой Адыгеи и пока отзывы хорошие. «Дальше посмотрим на реальные дела», — говорит общественник. «По языковому вопросу власти общались с Адыгэ Хасэ. Отношением главы остались довольны. Даны поручения министрам обеспечить всем необходимым детсады и школы для изучения родного языка. Сроки поставлены. Ждем. Пока то, что я вижу, внушает оптимизм».

Черкесский активист из Адыгеи, пожелавший не называть себя, отметил в беседе с «Кавказ.Реалии», что затрудняется сказать, насколько сработают уже данные новым главой поручения: «Мне лично пока ничего не понятно. Что касается ‘черкесского вопроса’, то надо понимать, что есть вектор, заданный Москвой и это направление не обсуждается, а выполняется на местах. Поэтому у Кумпилова инструментарий небогатый, хотя его личное отношение может быть другим».

В беседе с «Кавказ.Реалии» черкесский активист из Кабардино-Балкарии Аслан Бешто указал, что официальное отношение к черкесскому вопросу у глав регионов разное, хотя конечные результаты схожи. Здесь активист отметил, что под «черкесским вопросом» он имеет в виду комплекс накопившихся и не решаемых властью проблем, которые стоят перед черкесами последние полтораста лет. «Можно точно сказать — из этих проблем не решена ни одна, а некоторые из них усугубились и приобрели характер угрожающего воздействия на народ. В частности, проблема обучения на родном языке и даже изучение самого родного языка. Решаются ли эти проблемы где-то лучше, а где-то хуже? Нет – в образовании главенствует федеральный подход и на примере Татарстана мы видим, к чему приводит упорствование в отстаивании этого вопроса», — говорит собеседник.

По словам Бешто, такая же как в Адыгее, если не хуже, картина и в остальных республиках с черкесским населением. «В Кабардино-Балкарии ситуация другая — она имеет более социальный оттенок. Здесь черкесы очень мало надеются вообще на власть в силу ряда причин. Единственно, что не удручает в последнее время — очень сильно возрос процент людей, для которых национальность и национальная культура — не пустой звук и не развлечение. Общество само стало заботиться о сохранении своей культуры, а региональные структуры, предназначенные для этого, стали просто обслуживающими сами себя сегментами власти. Возможно — это такой ответ со стороны общества на оказываемое давление, на реализацию проекта ассимиляции национальных меньшинств» — заключает собеседник.

В интервью с «Кавказ.Реалии» активист из Адыгеи, эколог Валерий Бриних отметил, что пару раз встречался с Муратом Кумпиловым после его утверждения главой Адыгеи. «Ему нужно показывать сейчас Путину результат, свое умение управлять республикой и повышать доходность ее бюджета. Поэтому он готов сотрудничать со всеми, даже со своими политическими противниками, если те тоже согласны конструктивно сотрудничать и являются профессионалами в своих областях деятельности. По крайней мере, мы с ним к такому соглашению пришли. Посмотрим, что из этого выйдет», — говорит активист.

Поделиться :